POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Конституция-2010: мнения политиков и политологов

01.05.2014 14:18 - Polit.kg
Конституция-2010: мнения политиков и политологов

5 мая Кыргызстан будет отмечать День Конституции. В центре нашего внимания - «круглый стол», организованный как раз в преддверии этой даты. Хоть и меняли Основной закон у нас в стране едва ли не десяток раз,  речь шла, конечно, о последней его редакции, принятой после смены власти 2010 года. В дискуссии принимали участие не только те, кто участвовал в разработке Конституции КР, но и эксперты, которые имели морально-этическое право не вставать на сторону «отца Конституции» Омурбека Текебаева. Последний в рамках данного мероприятия повеселил, кстати, тем, что сравнил написание Основного закона с производством колбасы.

 

Собравшиеся вспоминали и спорили, для чего нужно было собирать референдум и стоило ли вообще менять Консититуцию, какие недостатки были при прежней системе управления.

 

Нурбек Токтакунов, член Конституционного совещания-2010, руководитель «Партнерской группы «Прецедент»:

«Конституция Кыргызстана - это общественный договор, но он, как таковой, сегодня не работает. Конституция предполагает, что мы договорились. Но этого на деле нет. Это все в перспективе. Кроме того, нормы Конституции повсеместно нарушаются и тому пример - конкурс в Совет по отбору судей КР, который теоретически должен был состоять из представителей гражданского общества. Конституция Кыргызстана не работает, потому что многие политические процессы происходят в кулуарах. Политики и сами не пользуются Основным законом. И за это ответственно само общество. Чем больше будет активность со стороны общества, тем меньше будет пространства для кулуарной политики».

Нурбек Токтакунов отметил, что он против изменений Конституции и в 2020 году. «Мы должны увидеть, как сами политики ещё начнут ее использовать. А пока этого не будет,  ни о каких изменениях речи быть не должно», - пояснил он.

В свою очередь, лидер парламентской фракции «Ата-Мекен», председатель Конституционного совещания-2010 Омурбек Текебаев сказал, что кулуарная часть в политике всегда будет. «Лучше не видеть и не знать, как готовится колбаса и законопроект», - заявил он.

 

Эмиль Уметалиев, общественный деятель, бизнесмен:

«Растущий бизнес-рынок стал встречаться с насилием государственной машины. Предприниматели поняли, что любая услуга должна предоставляться в конкурентной среде. И бизнес озаботился поиском демократической модели развития. Но власть нарушала нормы права и справедливости. Стало понятно, что властям необходима легальная оппозиция в лице политической партии. Этот процесс начался, и у нас есть надежда, что в КР будет развита конкуренция рынка. Сейчас начинается активная фаза дискуссий по этой тематике. После 2010 года политики стали все меньше обращать внимание на содержание Конституции. 250 лет назад зачинатели демократии заявили, что власть всегда корыстна, в таком случае политическая целесообразность находится в руках властей — а это может принести скорбь для народа. Статьи 5, 21 и 20 Конституции нуждаются во внимании населения, они сейчас не работают вообще. Не надо закладывать политическую целесообразность как норму. Иначе ею в первую очередь будет пользоваться установившаяся власть, которая, как говорили основатели демократии, всегда корыстна и которую всегда должен контролировать народ. За политической целесообразностью также надо тщательно следить и не превращать ее в норму закона, добиваясь верховенства права.  Государство служит всему обществу, а не какой-то его части. Я знаю, что некоторые люди сегодня подвергаются давлению из-за их отношения и позиции по экономическим вопросам. Появляются также попытки через законы и государственные решения умалить статью, которая не допускает ущемления прав и свобод каждого гражданина», - несколько сумбурно высказался Уметалиев.

Наши политики сейчас часто проводят параллелей между происходящим в нашей стране и событиями на Украине. После смены руководства страны там царит абсолютное безвластие, о стабильности говорить и не приходится. Новую Конституцию, которая была принята вопреки всему (межэтнический конфликт на юге, сопротивление реваншистов) в 2010 году в Кыргызстане, сейчас называют главным стабилизирующим фактором в те трагические для страны месяцы. По мнению руководителя аппарата президента КР Данияра Нарымбаева, Конституция-2010 - главный исторический успех Временного правительства. «Сегодня мы можем говорить об этом с полной уверенностью, принимая во внимание события, которые происходят на Украине. Временное правительство смогло переломить ситуацию, страшную ситуацию, которая была на юге страны: ситуацию безвластия» - считает Нарымбаев.

 

Омурбек Текебаев в то время был членом Временного правительства и курировал работу по изменению Конституции. Он уверяет, что этот процесс был невероятно сложным. Прокомментировал он и обвинения некоторых экспертов в «некачественности» Основного  закона: «Я согласен, не все поправки, внесенные в Конституцию в 2010 году, были успешными. Есть и до сих пор в Конституции небольшие нестыковки. Их породил  дефицит времени, что имел место в момент разработки. Мы ведь утром Конституцию представили, а ночью ещё дорабатывали основные моменты! Но все же мы все сделали вовремя и очень правильно», - говорит Текебаев. Несмотря на упреки присутствующих, отец Конституции свое детище в обиду не дал, и упорно продолжил доказывать, что нынешний документ – лучший в ряду предыдущих вариантов: «Конституция - это исторический документ. В Кыргызстане были специфические проблемы. И новая редакция Конституции стала компромиссным вариантом. По требованию отдельных членов ВП при разработке Основного закона вносились изменения. Сегодня с высоты исторического опыта можно констатировать, что принятая нами Конституция – лучшее решение на тот момент. Иначе, я думаю, 97,5% населения на референдуме не проголосовало бы за принятие Конституции», - добавил Омурбек Текебаев.

 

Анарбек Калматов, депутат ЖК КР, член фракции «Ар-Намыс»:

«Действующая Конституция провозглашает Кыргызстан в качестве правового, демократического государства, один из основных принципов которого - принцип разделения власти. Жизнестойкость данного принципа, как показывает практика, во многом определяется формой правления, пропорциональным распределением полномочий между органами власти и их ответственностью перед народом. В нынешней Конституции конкретно не указано, какие именно ветви власти должны ее осуществлять. Мы постоянно твердим, что живем при парламентской форме правления, а ведь это положение в Основном законе четко не прописано. В реальности мы живем при парламентско-президентской форме правления. Практика показала, что Кыргызстан, как и другие постсоветские страны, еще не готов к парламентской форме правления. Возможно, на Западе эта система работает хорошо, но у нас из-за правового нигилизма она не оправдала себя. Более трёх лет работы парламента в его последнем созыве показали, что все пять партий, прошедших в него, имеют разное видение развития страны. Конкурентная борьба заставляет каждую из фракций «ставить другим подножки», чтобы выглядеть в лучшем свете перед избирателями и таким образом набрать больше очков для предстоящих выборов.  В Основном законе не определено, кто является гарантом Конституции, прав и свобод человека, не указан субъект, наделенный полномочием выступать от имени народа. Полагаю, что такие функции должны существовать в полном объеме у главы КР. Именно президент должен определять основные направления внутригосударственной и внешней политики. Конституция нуждается в принятии конкретизирующих и развивающих ее положения нормативно-правовых актов. Указы президента КР, имеющие силу Закона, в определенной мере могли бы способствовать этому. Хочу заметить, что и президент рекомендовал провести анализ действующей Конституции и ряда нормативно-правовых актов. Он же отмечал и неэффективность системы государственного устройства и управления - она дает сбои по вертикали и горизонтали. Я полагаю, что неправильно, когда президент страны не может самостоятельно принять решение о введении чрезвычайного положения без согласия Жогорку Кенеша, который должен дать свой ответ в течение трёх дней. Так было с недавней ситуацией в Саруу. То есть, серьезные противоречия, существующие в кыргызстанской модели конституционализма, на практике тормозят оперативное принятие адекватных ситуации решений».

 

Абдыманап Кутушев, депутат ЖК КР, член фракции СДПК, заместитель председателя парламентского Комитета по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству:

«Нам повезло, что Конституция была принята до парламентских выборов. В ином случае мы бы получили другую Конституцию, которую бы создавали в угоду интересам отдельных политиков. Конституция не должна меняться минимум 10 лет. Я призываю политические силы потерпеть еще 6 лет, 4 года уже прошло. Выборы должны проводиться в строго оговоренные Конституцией сроки, тогда мы привыкнем к такому циклу. Считаю, что Конституция еще себя проявит».

Тем временем стало известно, что в парламенте Кыргызстана снова заговорили как раз-таки об изменении Основного закона. Напомним, в 2010 году был введен мораторий на какие-либо поправки в Конституцию до 2020 года. А сегодня отдельные политики все громче говорят, что реалии требуют безотлагательного внесения поправок. С их точки зрения, мораторий ради это можно и отменить.

 

P.S. За 238 лет своей независимости США внесли в Конституцию всего 26 поправок, Кыргызстан же за 20 лет успел начисто переписать ее 8 раз.


Анна Мягчилова

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1500   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная