POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

По учебнику «Истории Кыргызстана для 9 класса», признанному опасным для межнациональных отношений, продолжают учиться!

21.05.2014 12:48 - Polit.kg

Прошло уже больше года (точнее год и три месяца) с того момента, когда темой номер один для обсуждения среди представителей научного сообщества и общественности Бишкека стал учебник по истории Кыргызстана для 9 класса. Предметом обсуждения стал труд историка, кандидата педагогических наук Мурата Иманкулова, который, по мнению главы Русского объединительного союза соотечественников Александра Иванова и  прочих экспертов, содержит  призывы к явной межнациональной розни. Понятное дело, с ходу решить эту проблему было невозможно  и отложили вопрос на  перспективу. А тем временем  школьники не только доучили по этому учебнику свой учебный год, но и передали эстафету восьмиклашкам, которые и этот год «успешно» штудировали историю с элементами межнациональной розни.

 

Здесь нелишним будет напомнить, что учебник этот издан в 2006 году. Тем детям, которые начали по нему заниматься в 9 классе было около 15 лет. Сейчас это уже вполне взрослые люди двадцати с лишним лет. Напрашивается вопрос: с каким настроением они живут рядом с представителями  «недружелюбных народов», а многие из них даже перебрались в регионы России, почитав этот учебник, и что могут рассказать своим малышам про тот  исторический момент – трагические события на территории нашей республики 1916 года? С каким же мировоззрением мы придем к 2016 году, кто и как  будет отмечать  годовщину этих событий? Не приведет ли это уже к новым межнациональным конфликтам?

Сегодня мы попытались узнать у председателя РОСС Александра Иванова, что изменилось за этот год по этой теме, останется ли учебным материалом эта искаженная информация для детей с неокрепшим сознанием, в условиях, когда мы куем межнациональное согласие, и на предстоящий учебный год?

 

POLIT.KG: Александр,  удивительно, что после такого громкого и резонансного обсуждения наступила глухая тишина. Почему даже в Интернете за ГОД нет ни одной новости по этой теме -  учебник по истории Кыргызстана? Какова его судьба?

-Несмотря  на то, что министерство образования во главе с министром, совет по конфессиональному и межэтническому развитию при Президенте КР пошел нам на встречу, кардинально ситуация, конечно, не поменялась. На это есть ряд причин. Вопрос первый и самый острый, это финансирование. Дать денег на переиздание  учебника попросту некому.

 

POLIT.KG:  Давайте по порядку. Какие средства необходимы для издания такого учебника и кто тогда его издавал? Тогда, получается, средства были, а сейчас, когда вопрос стоит остро, их нет?

- Учебник под редакцией Иманкулова вышел в количестве  23000 экземпляров по 150 страниц. Это обошлось  в два с половиной миллиона сомов. О том, кем издавалась такая «замечательная» штука? - долгое время умалчивалось, и сейчас вы поймете почему. В графе «издательство» в учебнике фигурирует   неприметное название «Китеп компани». На самом деле книга издана при прямом участии «Фонда Сорос». Они несколькими годами ранее объявили конкурс. Уж не знаю, заглядывали они в этот учебник, корректировали что-то или нет. Доказательств нет, ответить не смогу.

 

POLIT.KG: Ну а вы обращались за помощью в издательстве или хотя бы корректировке учебника к кому-либо? Если не в кыргызстанские ведомства, то в  российские или международные фонды?

- Начнем с того,  что после обсуждения к нашим рекомендациям все же прислушались. Министр образования заявил, что и сам бы рад откорректировать ряд учебников,  по истории в первую очередь. Но это невозможно, так как нет замены. По этой причине до сих пор  не изъяли учебники Иманкулова. Что касается вмешательства России в процесс издания учебников по истории, есть такой нюанс: в этом аспекте прямого вмешательства со стороны иного государства быть не должно.

 

POLIT.KG: Ну, со стороны «Сороса» же было изначально…

- Это было завуалированно. Там было ясно и понятно, что автор Иманкулов. А сейчас найдите того, кто заново возьмется за эту тонкую ниточку. И если профинансирует Россия, куда плевать придется? Грамотные историки у нас есть, но я не уверен, что кто-то из них на это пойдет.

 

POLIT.KG: Кого вы относите к грамотным историкам? Неужели академику Плоских не под силу эта работа?

- При всем моем уважении к Владимиру Михайловичу, считаю, что не ему стоит заниматься этой работой. Так как Иманкулов сам опирался на некоторые труды Плоских. И я бы не сказал, что там тоже контролировалась подача материала. Ну и по идее, автор должен быть титульной нации. А то, знаете…

 

POLIT.KG: Я так понимаю, что вопрос все же открыт. И еще я понимаю, что школьники и этот учебный год начнут по учебнику Иманкулова.

-Теоретически вопрос должен был решиться раньше. На каждом заседании РОСС я поднимаю этот вопрос, вновь и вновь дохожу до министра образования. Цепочка по издательству учебника обходит не одну инстанцию, и, удивлю вас, заканчивается не на министерстве образования. По сути, оценку учебным пособиям дают те самые советы, о которых мы говорили с вами ранее, одобряет или не одобряет Академия образования, а потом уже под грифом Министерства образования КР учебник выходит в свет. Поэтому это еще большой вопрос, одобрят ли новое (пусть даже при финансовой поддержке России) издание истории Кыргызстана Академия образования, в которой, кстати, и работает Иманкулов.

 

POLIT.KG: Какой выход вы видите?

- Выход вижу в переиздании, или как минимум в корректировке учебника. Но можно и обойти острые углы и создать модельный учебник по странам СНГ и интерпретировать каждой стране под себя. И прямого вмешательства не будет. И история будет переплетаться с соседними братскими республиками правильно. Нам необходимо идти по пути концепции России – создать единый учебник истории.  И естественно, заняться этим вопросом нужно в ближайшее время. Мы уже на пороге 1916 года...

 

Реплика POLIT.KG:

При более близком знакомстве с учебником моих коллег, отлично владеющими государственным и официальным языками, выяснилось, что первоначально учебник был издан на государственном языке с последующим автоматическим переводом на язык официальный. Отсюда следует, что «История» в оригинале была рассчитана на кыргызскую школу и мононациональную среду. Авторы допустили непростительный прокол, не подумав о последствиях переводного изложения истории края с акцентом на трагические периоды прошлого только кыргызов.

Вот лишь некоторые цитаты из учебника, например, «среди местных большевистских лидеров русской национальности преобладало шовинистическое мировоззрение. … В первые годы Советской власти великодержавная колониальная политика продолжала свое существование». «Местные жители поднялись на борьбу за свою национальную независимость и религиозные убеждения. Таким образом, началась открытая борьба местного населения против Советской власти, которую позже стали называть «басмаческим движением». «Кыргызстан – колония Российской империи», «Участвовавший в избиении кыргызов в Пишпеке некто Полтавский с сожалением сетовал: «Пока протыкал эту киргизню, сломал новую вилу, надо было взять старую…».[1]

 Учебник содержит эпиграф: «Эту историю для кыргызов написал, чтобы каждый народ о кыргызах узнавал». Интересно, что же, по мнению автора учебника, нужно знать школьнику страны и как  чувствовать себя  ее ученикам «нетитульной» национальности, сидящим за одной партой с кыргызами?

Справка: На русском языке учебник издан тиражом 22,6 тыс. экз., ответственными редакторами выступили лауреат Госпремии КР чл.-корр. Национальной Академии наук КР доктор исторических наук профессор А.А. Асаканов и доктор исторических наук профессор О.Ж. Осмонов.

 

POLIT.KG будет пристально следить за ходом событий.

 

Анна Мягчилова

 


[1] Иманкулов М.К. История Кыргызстана XX-XXI вв. Учебник для 9 класса средней школы. – Б.: Издательство «Китеп компании», 2006.

Версия для печати   |   Просмотров: 1567   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная