POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Проблемные учебники» и образовательная реформа в КР: стоит запастись терпением?

04.06.2014 22:00 - Polit.kg

Сегодня на вопросы POLIT.KG отвечает президент Кыргызской Академии образованияАбакир Мамытов. Мы поговорили о роли Академии в издательстве учебников, реформах в системе образования и,  конечно, о пресловутом учебнике по истории Кыргызстана для 9 класса за авторством М. Иманкулова.

 

POLIT.KG: Больше года назад проходил круглый стол, где темой номер один стал учебник по истории для 9 класса. Что произошло за этот год?

- Да, это мероприятие проходило в феврале минувшего года в стенах Кыргызской Академии образования. Были выслушаны разные стороны. Насколько я помню, предметом спора проблема 1916 года. Итогом встречи стало решение совместно поработать.  Представительство Россотрудничества в КР  обещало помочь в этом вопросе. Насколько я знаю, должно было начаться более детальное обсуждение. Состоялось оно или нет, мне, к сожалению, неизвестно. Оппонирующая сторона аргументам нашего сотрудника Мурата Иманкулова ничего противопоставить не смогла и на следующую  встречу не явилась. Это со слов самого Иманкулова.

 

POLIT.KG: Какую роль играет Академия образования в процессе переиздания учебников?

- В мире существует две модели образования. Одна носит название либеральной и еще англо-саксонской. Она развита в Америке. А вторая модель – административно-государственная, в которой функционируют все постсоветские страны, в том числе и мы, а также, например, Франция. В чем отличие? Во второй модели содержание образования определяется государством. Оно же берет на себя обязательство финансировать, лицензировать, аттестовать и подкреплять уровень образования официальным документом государственного образца. В либеральной модели образование формируется с учётом запросов самих обучающихся, заинтересованных сторон, работодателей, родителей.  Школа обслуживает интересы этих заинтересованных сторон. И документ выдается от имени школы. Во второй модели, повторюсь, — от имени государства. Это отличие надо четко понимать. Подход, подразумевающий государственный контроль за содержанием образования, распространён и в России, и в Кыргызстане — да и везде на постсоветском пространстве. Каждая из этих стран имеет такую структуру, как академия образования.  Если помните, года три назад Владимир Путин возмущался тем, что по истории России имеется одновременно десять вариантов учебников. Потом они приняли единый учебник. Мы тоже стремимся к этому. Разнообразие учебников должно быть ограничено  определенным стандартом. Иначе начнётся такое безобразие, которое подтверждать государственным дипломом будет невозможно. Исторические факты очень часто комментируются исходя из сиюминутных интересов. История – обслуживающая наука: её пишут победители. Такова закономерность. Истинную историю писать - всегда дорогого стоило: правду напишешь – правителю не угодишь, а будешь его хвалить – история тебя осудит. С этой позиции многие факты требуют переосмысления. И я согласен с тем подходом, вернее, с тем вопросом, который вас, собственно, и привел к нам: не нужно «подогревать» национальный вопрос. Надо давать эту информацию с учетом возрастных особенностей, более мягко и деликатно. Но, с другой стороны, аргументы Иманкулова достоверны: нынешняя Россия не является преемником царской России, у современной России свои ценности и ориентиры. С Германией тоже воевали, но сегодня мы дружим!

 

POLIT.KG: Как вы относитесь к тому, что учебник для 9 класса по истории будет переиздан?

- Нужно учесть тот факт, что издание учебника - дорогостоящий и непростой процесс.  Сейчас в Кыргызстане этот вопрос решается на новой концептуальной основе. Раньше учебники мы заполняли огромным количеством фактологического материала. Сегодня содержание школьного образования кладётся на компетентностную основу. По этой логике уже изменено образование начальной школы. Следующая задача - переработка всех учебников – а их 25 - для общего образования. То есть для учеников с 5 по 11 класс. Эту  генеральную реформу образования проводит Министерство образования, но Кыргызская Академия образования тоже задействована в этом процессе.

 

POLIT.KG: Когда начнется эта реформа?

- Сложный вопрос. На подготовку учебника, скажем, во Франции, отводится пять лет. Два года авторский коллектив пишет учебник, два идёт апробация в узком, ограниченном круге школ. Ещё год даётся на то, чтобы учесть замечания учителей, которые проводили апробацию. Издание - только потом.

 

POLIT.KG: А у нас?

- У нас в Кыргызстане учебники стали писать с подачи международных  проектов и доноров. А у них свои правила: чем быстрее учебник выйдет в свет – тем лучше.  Ещё одна беда в том, что издание учебников нашим государством финансируются мало:  выделяется максимум сто миллионов сомов. Это мизер. Что же касается первой проблемы, «благодаря» тем самым международным проектам нас просто исключили из механизма апробации учебников. Чтобы не терять время, этот важный этап они вообще исключили: 4 года, с 2008-ого по 2012-ый учебники шли без апробации. Сегодня же общая линия министерства образования такова: учебники нового поколения, написанные по новой концептуальной методике, будут издаваться на конкурсной основе. Учебники для 5 класса станут предметом ближайшего конкурса, и как только кто-то выиграет конкурс, с рукописью будет работать Академия образования. Мы будем рассматривать её с научной и методической точки зрения, оценивать подачу материала. Апробация будет проводиться в течение года. Затем - шестой, седьмой, восьмой классы и т.д. в порядке очереди. Что касается вашего первого вопроса, будет нелогичным, даже в порядке исключения,  переиздавать сейчас учебник для 9 класса, когда десяти- и восьмиклассники учатся ещё по прежним учебникам. Поэтому  точных сроков переиздания никто вам сейчас не назовёт. Выиграет Мурат Калматович Иманкулов конкурс  – успехов ему:  выйдет его учебник. Выиграет другой автор –  другой. Все честно, никто не должен обижаться.

 

POLIT.KG: Значит, в следующем учебном году школьники продолжать заниматься по данному учебнику?

- Да, школьники будут продолжать использовать прежний учебник. Есть срок носки. В течение пяти лет используется один учебник, потом он должен выводиться из применения. Но из-за нехватки финансирования у нас с этим вопросом всегда затягивают. Опять же, есть схему последовательности, о которой мы говорили ранее. Так что пусть потенциальные авторы «точат ручку»!

 

 

КомментарийPolit.KG:

Если уйти вглубь темы, можно увидеть странное совпадение: ситуация c антирусскими и антироссийскими учебниками истории настигла не только Кыргызстан, но и другие страны, имеющие достаточно дружелюбные отношения с Россией. На сайте «Голоса России» опубликована статья из «Красноярской газеты» под заголовком  «Докопаться до правды, или Кто и зачем переписывает историю». Речь в ней шла о том, что анализ 187 школьных учебников, издаваемых в странах СНГ, показал: за исключением Белоруссии и Армении в школах преподается националистическая история, основанная на мифах об этнической однородности, лингвистической преемственности, славных предках, о принадлежности коренного населения к данной территории — автохтонности, а также — о  заклятом враге. В качестве врага чаще всего используются образы России и русских. Всё это закладывается в учебники даже для младших классов. Так, школьники 4-го класса школ Грузии изучают историю и географию страны в курсе «Родина». Параграф, посвященный Южной Осетии (по грузинской терминологии - Шида Картли, «Внутренняя Грузия»), сводится к трем ключевым тезисам: 1. Шида Картли - родина ряда выдающихся деятелей грузинской культуры; 2. Осетины издавна живут «на грузинской земле в тесной дружбе и родстве с грузинами»; 3. В последние годы «коварный враг» посягнул на дружбу грузин и осетин и достиг своей цели. Два родственных народа с оружием в руках выступили друг против друга. Аналогичным образом построен параграф, описывающий Абхазию: «Враги сделали всё, чтобы посеять вражду между грузинским и абхазским народами с целью отторгнуть Абхазию от Грузии. «Коварный враг» ни разу не назван по имени, но можно ли сомневаться, кто имеется здесь в виду?

Общей чертой школьных учебников новых национальных государств является представление контактов с русскими и Россией как источника проблем и неприятностей для предков. Например, первые исторические знакомства азербайджанцев с русскими описываются в учебниках как страшные бедствия: «Во время похода 914 г. славянские дружины месяцами беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря. Они учинили расправу над мирными жителями, угнали в плен женщин и детей». Авторы описывают изуверства, чинимые русскими, так, будто сами были этому свидетелями.

Поэтому стоит согласиться с мнением автора учебника по истории Муратом Иманкуловым: почему, собственно, только его материал вызывает столь бурное общественное осуждение в республике? Не один только этот учебник по истории Кыргызстана «пестрит» образами русских-колонизаторов! Присоединение тех или иных территорий к России, как правило, оценивается негативно во многих учебных материалах стран СНГ. Выгоды, полученные народами в рамках Российской Империи и СССР,  замалчиваются: акцент делается на утрате самостоятельности. Статус своих территорий в дореволюционной России учебники по истории Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана оценивают как «колониальный» и, соответственно, русских квалифицируют как «колонизаторов».

Не только время царской России, но и весь советский период истории учебники Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана оценивают как «колониальный». «Азербайджан превратился в колонию Советской России, которая приступила здесь к реализации социально-экономических и политических мер, наиболее отвечающим её колониальным интересам», - пишут авторы одного из армянских учебников, - «Казахстан превращался в сырьевую базу страны, т.е. он был и оставался колонией». «Построенные за эти годы предприятия и Турксиб только увеличили объем вывозимых из республики сырьевых ресурсов». Само установление советской власти в Азербайджане, Грузии, Украине изображается как «агрессия», «интервенция», «оккупация». Об экономических выгодах и обо всем положительном, что дал этим странам Советский союз умалчивается.

Как верно подметил в интервью президент Кыргызской Академии образования Абакир Мамытов, «историю пишут победители». Какое отношение эта самая «история» имеет к реальноти — читайте в следующем материале цикла, посвящённого «проблемным учебникам».

 

Анна Мягчилова

Версия для печати   |   Просмотров: 1482   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная