POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Охотобщества Кыргызстана: нужно умереть, чтобы воскреснуть?

21.06.2014 16:25 - Polit.kg

Или для чего охотколлективы меняют свои уставы

Сегодня украинский синдром, под которым мы подразумеваем конфликт  между жесткой централизацией власти и стремлением к независимости  любых сообществ,  распространяется не только на политические  процессы, но и чисто хозяйственные, экономические.  В Кыргызстане  охотники и рыболовы (а это более 10 тысяч человек) взбудоражены известием о том, что якобы Чуй-Бишкекское общество охотников и рыболовов (ЧБООиР), приняв новый устав,  вышло из состава республиканского Кыргызохотрыболовсоюза и теперь члены бишкекского охотсоюза (а это половина всех охотников – около 5 тыс. членов)  будут платить совершенно другие суммы за право охоты  в угодьях других областей. Руководство Кыргызохотрыболовсоюза грозит «отделившимся» всеми возможными карами, вплоть до лишения охотугодий.  «Война» назревает нешуточная:  Кыргызохотрыболовсоюз  на своем очередном съезде, что  должен состояться в ближайшую субботу,   хочет тоже принять новый устав, который все ныне независимые хозрасчетные региональные общественные организации охотников и рыболовов переведет в разряд филиалов республиканского общества. А это по действующему законодательству можно сделать, лишь проведя процесс ликвидации обществ.

 

Что важнее: уважать Закон, или интересы руководителя?

Чуй-Бишкекское охотобщество  всего-то  решило привести свои уставные документы в соответствие с Законом КР «О некоммерческих организациях», которым не предусматривается наличие «вышестоящей организации» у общественного объединения, и даже государственные органы не имеют права диктовать общественной организации какие бы то ни было условия.  Поэтому  из своего устава общество убрало ссылки на «вышестоящий орган» (Кыргызохотрыболовсоюз)  и необходимость согласования с ним отдельных решений, а также обязанность отчислять средства на содержание аппарата «руководящего органа».    Кыргызохотрыболовсоюз сначала возмутился таким решением им же некогда рожденной организации и настаивал  на безусловном членстве ЧБООиР в своих рядах и таком же безусловном отчислении 20 процентов от членских и вступительных взносов  на содержание своего аппарата.

Когда стали разбираться, а что же из себя представляет самКыргызохотрыболовсоюз,  все удивились – оказалось, что согласно его уставу, это такая же общественная организация, как и любое другое  региональное охотобщество. Более того, Кыргызохотрыболовсоюз никак не мог быть«Союзом»  обществ, так как вышеупомянутый закон не дозволяет общественной  организации  объединять юридических лиц с физическими! Выходит, что добрый десяток лет Кыргызохотрыболовсоюз действовал вопреки законодательству и так же незаконно собирал дань со всех охотобществ?!  Ведь юридически все областные объединения охотников являются независимыми и полностью самостоятельными структурами!

Удивительно и другое – в Кыргызохотрыболовсоюзе нет никакого документа о вхождении в этот «союз» региональных охотобществ!  Ну был бы хоть какой-нибудь договор с «правами»  и «обязанностями», «ответственностью» и прочими реквизитами сторон. Ничего подобного не было.  И нет по сей день. Просто в свое время республиканская организация была раздроблена на  самостоятельные хозрасчетные структуры, которые и заключали договоры на охотничьи угодья, и сами собирали членские взносы, содержали егерей и вели всю прочую работу. И как бы параллельно с региональными охотобществами существовало такое же общество – Кыргызохотпрыболовсоюз – которое взяло на себя функции вышестоящего органа для координации деятельности и управления другими обществами. Одним словом, весьма оригинальная и неординарная ситуация в сфере общественных организаций.

В юридической безграмотности руководство Кыргызохотрыболовсоюза не заподозришь: оно старательно искало пути разрешения сложившейся патовой ситуации.  Правда, искало весьма своеобразно. Сначала было стремление ничего не менять в сложившейся системе взаимоотношений, потом родилась в принципе неплохая идея объединить все региональные охотобщества в Ассоциацию по примеру россиян. Был даже предложен для рассмотрения проект Договора и проект устава такой  ассоциации. Правда, и эти проекты были далеко не идеальны с правовой точки зрения: так,  все региональные общества должны были входить в состав Ассоциации и как самостоятельные организации, и в составе  Кыргызохотрыболовсоюза…

Но главный камень преткновения – это новый устав Чуй-Бишкекского общества, который поставил жирный крест на «добрых старых  взаимоотношениях» между охотобществами республики, которыми управлял Кыргызохотрыболовсоюз. Ведь чуй-бишкекцы вознамерились строить отношения с коллегами по охоте на основе двусторонних договоров, что делало совершенно лишним наличие некой объединяющей структуры в образе  Кыргызохотрыболовсоюза. И действительно, зачем содержать посредника, если по всем вопросам можно прекрасно договариваться? А деньги лучше направить не на содержание управляющего аппарата, а на зарплату егерям и обустройство кордонов, биотехнические мероприятия и охрану угодий.

Естественно, такой подход не устраивал в первую очередь этот самый «руководящий орган».  Невероятно, но в качестве основного аргумента в пользу «вышестоящего надзирающего и руководящего органа» называлась главная опасность для региональщиков – банальное разворовывание имущества охотобществ. Мол, вот такие мы несознательные, что сами никак не можем совладать со своими дурными наклонностями. И самое удивительное, что все региональные охотобщества, за исключением Чуй-Бишкекского,  согласились оставить в своих уставах руководящую и направляющую роль Кыргызохотрыболовсоюза!

 

Основные инстинкты охотника и  бизнесмена: сходство и различия

Немало бизнесменов являются страстными охотниками. Но никогда охотник не станет делать бизнес на своей страсти! Это аксиома. Из нее следует: там, где начинают делать бизнес на охоте, пропадает вся романтика, вся прелесть, вся порядочность этого древнейшего занятия. И на первый план выступает лишь голый расчет и банальное стремление к наживе.

Для некоторых  руководителей охотобществ организация иностранной охоты стала настоящей охотой, ибо она приносит несравненно более весомую прибыль, чем возня с рядовыми членами обществ, которые хотят за сравнительно небольшие членские взносы  получить максимум удовольствия. Но чтобы иметь возможность проводить иностранную охоту, нужно иметь высокий статус и беспрепятственный доступ к самим охотугодьям, и по всей республике! А что дает такие возможности? Общереспубликанское объединение!

Рассудив, что формирование Ассоциации охотпользователей не даст безусловного верховенства и формат такого объединения содержит слишком много самостоятельности его членов, а пример Чуй-Бишкекского общества с его новым уставом может побудить на аналогичный шаг и другие общества, Кыргызохотрыболовсоюз   спешно разработал  свой новый  устав, который все областные охотобщества рассматривает как филиалы одной общереспубликанской организации.  Очень мудрое решение для сохранения вертикали власти!  Правда, принятие этого устава на съезде Кыргызохотрыболовсоюза повлечет за собой ликвидацию всех охотобществ в республике. По крайней мере, такой порядок реорганизации предусматривают все уставы и действующее законодательство. Потерей имущества охотобществ  процесс ликвидации-реорганизации не грозит, потому как в старых уставах было четко обозначено, что в случае ликвидации общества, все его имущество и финансовые средства переходят Кыргызохотрыболовсоюзу (как организации, породившей все эти структуры).

Могут возникнуть проблемы с закреплением охотугодий – ведь сегодня договоры на угодья заключены каждым обществом в отдельности, и не факт, что эти договоры удастся перезаключить снова с обновленным Кыргызохотрыболовсоюзом. Впрочем, пока не истечет срок действия этих договоров, можно и не предпринимать никаких особых шагов по реорганизации охотничьих сообществ. Очевидно, на то и расчет. Главное – сохранить вертикаль власти и возможность далее «управлять» всей системой.

Но конфликт может, и обязательно он возникнет во взаимоотношениях с Чуй-Бишкекским обществом, ведь Кыргызохотрыболовсоюз  для того и задумал стать республиканской организацией, чтобы под своим  началом создать дубликат Чуй-Бишкекскому обществу охотников и рыболовов, ввести в заблуждение его членов, а потом и прибрать к рукам охотничьи угодья этого общества. Такая вот рейдерская стратегия.

Что в итоге?  Ради сохранения власти и влияния руководство Кыргызохотрыболовсоюза готово пойти на риск:  многие общественные  охотугодья давно стали лакомым куском для бизнесменов (в том числе и самого руководства Кыргызохотрыболовсоюза), которые очень хорошо делают деньги на иностранной охоте. Таким образом вполне может статься, что простым охотникам скоро придется довольствоваться стрельбой только по летящим тарелочкам в тире…   

Чуй-Бишкекское общество охотников и рыболовов стремится строить на законных основаниях не только свою работу, но и в целом всю систему охотпользования. Новые условия жизни диктуют и новые формы организации.  Уходят безвозвратно в прошлое прежние диктаторские методы управления, паразитические управленческие структуры, которые только мешают эффективной работе, пожирая силы и средства.  Мы считаем, что  для координации работы и решения всех проблем отрасли достаточно создать Ассоциацию охотпользователей. Но главный упор делать не на централизацию властных полномочий, а напротив, на создание простой и надежной системы договорных отношений между всеми охотпользователями. От этого выиграют все: у региональных обществ появятся дополнительные средства на проведение всех необходимых природоохранных мероприятий и воспроизводства охотресурсов, рядовые члены обществ смогут и впредь удовлетворять свои охотничьи страсти, государство будет получать соответствующие доходы от отрасли, а сама природа в результате такого человечного к ней отношения не будет оскудевать. Дело за малым – обуздать инстинкты к наживе. 

 

Евг. Катулевский, председатель ЧБООиР 

И. Ардамин,  охотовед общества   

Версия для печати   |   Просмотров: 2213   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная