POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Отделившегося волк съест»или что ждет Кыргызстан в случае невступления в Таможенный союз?

03.09.2014 13:47 - Polit.kg

О плюсах и минусах  членства Кыргызстана в Таможенном союзе сказано уже очень много. Несколько меньше говорят о перспективах Невступления Кыргызстана в Таможенный союз. Что парадоксальнее всего,  сторонники невступления страны в это интеграционное объединение полагают, что все льготы и преференции, которыми обладает наша страна, останутся прежними. Что и впредь наши предприниматели смогут беспрепятственно  челночить по странам и весям бывшего СССР, перепродавая китайский ширпотреб, или наполняя собственную страну зарубежным автохламом, нещадно эксплуатируя наших трудовых мигрантов и бездумно прожирая заработанные ими деньги.

Кыргызы с древних времен  прекрасно осознавали пагубность индивидуализма в ведении хозяйства, потому и родилась поговорка «Отделившегося волк съест». Прежде, чем говорить о плюсах вхождения КР в ТС, следует заострить внимание на минусах и проблемах, с которыми неизбежно столкнется, и уже сталкивается наша страна, находясь вне Таможенного союза, равно и других интеграционных объединений.

Итак, сначала о минусах НЕВСТУПЛЕНИЯ:

1. Геополитическое положение Кыргызстана (посмотрите на карту!) не оставляет ему шансов на самостоятельное выживание вне интеграционных союзов. Мы не просто в окружении супердержав, но мы просто можем оказаться в полной изоляции, не имея выходов к мировым торговым путям, к морю, к надежным источникам энергии.

2. Кыргызстан НЕ имеет развитой инфраструктуры и промышленности, а сельское хозяйство пребывает в запущенном состоянии и за редким исключением  не в состоянии конкурировать с предприятиями  этих отраслей в соседних странах. Это не оставляет шансов на благоприятное развитие с опорой только на собственные ресурсы. Иными словами, без посторонней помощи нам не подняться!

3. Двусторонние связи и договоры с соседями уже не могут быть гарантом нашего развития, так как сами соседи являются членами крупных интеграционных объединений и вынуждены согласовывать свои отношения с другими странами в рамках своих объединений. Иными словами, ни Казахстан, ни Россия уже не могут в одностороннем порядке «помогать» Кыргызстану  льготами в торговле, так как обязаны согласовывать свои действия еще и с Беларусью, а скоро и Арменией, и другими странами, желающими стать членами ТС.

4. В нынешних условиях – введение Западом санкций против России и ее ответные меры – значение Таможенного союза возрастает многократно! У Кыргызстана появились просто фантастические возможности для развития, но сдерживает как раз нерешительность при вступлении в ТС. КР экспортирует сегодня в Россию:   36% фрукты и овощи, 64,3% хлопок-волокно, 42% стекло, 28,5%эл. машины и аппараты, 26% лампы накаливания и 35% радиаторы. В Казахстан: 100% электроэнергия 83% молочная продукция,  45% овощи и фрукты, 73% живые животные,  96% швейные изделия, 52% стекло. Невступление в ТС может значительно уменьшить объемы нашего экспорта.

5. Сегодня Кыргызстан получает более 1600 тонн ГСМ из России БЕСПОШЛИННО! То есть, Россия пока сохраняет преференции для нашей страны при поставках бензина и дизтоплива. Но по независящим от нас и РФ причинам эти льготы могут в одночасье закончиться и Кыргызстану придется покупать ГСМ по мировым ценам, а это вызовет скачок цен по всем группам товаров и сделает производство многих товаров нерентабельным, то есть убыточным!  

6. Введение  участниками ТС для Кыргызстана  таможенного режима наравне с другими странами, то есть лишение нашей страны льгот при таможенном оформлении грузов, сделает невозможным экспорт наших товаров на рынки России и Казахстана, других стран. Причина проста – при всех равных условиях продукция кыргызстанских производителей станет неконкурентоспособной в силу высоких издержек (технологическая отсталость), даже не смотря на дешевизну энергии и рабочей силы. 

7. Эксперты прогнозируют большие потери именно в сфере мясомолочного производства, если Кыргызстан откажется от вступления в Таможенный союз. Казахстан интенсивно наращивает вложения именно в эту отрасль, Китай готов предложить свою продукцию по более выгодным ценам, не говоря о других странах.

8. Нарушение баланса экспорта-импорта, который давно сложился не в пользу Кыргызстана, чревато куда более резким скачком цен на товары, по сравнению с неизбежным выравниванием цен (повышением на величину разницы в таможенных пошлинах) при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз. Только резкий скачок цен на ГСМ может вызвать цепную реакцию по всем категориям товаров минимум на 10-20 процентов.

9. Неизбежное закрытие оптовых рынков, специализирующихся на реэкспорте (который страны ТС больше не допустят), вызовет значительное социальное напряжение в стране. Таможенный союз предлагает плавное перепрофилирование этих структур, переключение денежных потоков от оптовой перепродажи в сферу производство товаров.   

10. Если Кыргызстану не удастся в сжатые сроки найти адекватную замену поступлениям средств в бюджет от оптовой торговли, не удастся реанимировать хотя бы некоторые отрасли промышленности и увеличить переработку сельхозпродукции, трудности пополнения бюджета перерастут в кризис. Страна фактически не сможет гарантировать народу даже минимальный набор социальных благ, правительству придется отказаться от некоторых бесплатных услуг населению. А все это вызовет уже не недовольства, а новые волны протестов. Таким образом, НЕВСТУПЛЕНИЕ Кыргызстана в Таможенный союз – прямой путь к новым революциям и социально-политическим потрясениям!

11. Трудовая миграция уже сегодня выручает Кыргызстан, обеспечивая занятость населения и сносное благополучие граждан благодаря поступлениям средств от мигрантов.  Практически единственной страной, которая принимает кыргызстанцев, является Россия.   Ни одна другая страна мира не дает такую возможность для Кыргызстана. Малейшее ужесточение миграционной политики России вызывает серьезные потрясения в семьях кыргызстанцев. Надо полагать, что невступление страны в ТС может осложнить положение трудовых мигрантов и спровоцировать волну массовой миграции на постоянное место жительства в те же Россию и Казахстан. 

12. Бегство коренного населения Кыргызстана от нужды осложнит политическую ситуацию в стране. Несомненно, ситуацией воспользуются реакционные силы, которые приведут в действие механизмы разрушения основ  государственности, запустят религиозные силы и рычаги воздействия на условия формирования очагов сепаратизма. Страна может стать очагом хронической нестабильности и конфликтов и в конце концов прекратить свое существование, попасть под протекторат более сильных региональным политических центров или стран.

Это далеко не полный перечень негативных последствий в случае отказа Кыргызстана от участия в интеграционном союзе. Кыргызстан не может стать членом Евросоюза в отличие от Украины и стран Прибалтики  в силу значительной удаленности. Можно, как альтернатива, примкнуть к Китаю…

Несомненно, альтернатив интеграции в современном мире НЕТ. Какие бы трудности не сопровождали процесс, страна и народ все-равно будут в выигрыше. Достаточно назвать самые основные плюсы вступления Кыргызстана в Таможенный союз.

1. При вступлении в Таможенный союз между Кыргызстаном и странами ТС будет отсутствовать таможенная граница. В этой связи ожидается увеличение экспорта в страны Таможенного союза: прежде всего сельскохозяйственной продукции (фрукты и овощи, животноводческая и молочная продукция), текстильно-швейной продукции и других товаров, экспортируемых в настоящее время в данном направлении. А увеличение экспорта даст дополнительные средства для развития и расширения производств.

2. Устранение или снижение барьеров при импорте товаров необходимых Кыргызстану из стран Таможенного союза, в первую очередь жизненно важных для КР: бензина и дизтоплива, угля и металлов, зерна и других продуктов питания. Это будет способствовать стабилизации цен на внутреннем рынке и повысит конкурентоспособность отечественных товаров. А мы сегодня импортируем из России: 98% нефтепродукты, 28% черные, цветные и недрагоценные металлы и изделия  из них, 22% химическая промышленность. Из Казахстана: 32% химические и неорганические вещества, 100% пшеница и уголь, 79% минеральное сырье, 93% пшеничная мука, 71% табачные изделия, 13% сахар и кондитерские изделия. Из Беларуси: 35% сахар, 22% изделия из резины, 8% транспортные средства и их запасные части (в основном, сельхозтехника).

3. Членство в ТС для Кыргызстана – это еще и развитие конкурентоспособности экспортоориентированных секторов экономики.  Как? Через внедрение современных технологий, использование опыта России и других стран ТС, привлечение средств в реальный сектор экономики. А точек приложения сил и капиталов в КР предостаточно: это энергетика, горнодобывающая отрасль, переработка сельхозпродукции, туризм и др.

4. Улучшение ситуации с занятостью населения. Не просто упрощение миграционной политики, а именно создание рабочих мест внутри Кыргызстана.

5. Даже вышеназванные плюсы способны значительно улучшить ситуацию с пополнением бюджета страны, что в свою очередь позволит более эффективно решать социальные проблемы в стране, улучшать благосостояние работников бюджетных сфер.

6. Укрепление экономики и повышение уровня благосостояния народа будут способствовать укреплению порядка и стабильности в государстве, развитию основ демократии и самоуправления. Кыргызстан должен поменять имидж «очага напряженности» на новый «островок стабильности и демократии» в регионе.

7. Не стоит сбрасывать со счетов и укрепление наших государственных границ, которые являются основой для таможенных! Фактически наши крупные партнеры по ТС станут гарантами уважения и незыблемости госграниц, которые до сих пор подвергаются нападкам и служат источником напряженности в межгосударственных отношениях.

8. Мы всегда в числе последних рассматриваем вопросы культуры и образования. Членство Кыргызстана в ТС неизбежно отразится на поднятии престижа и значимости образования, особенно специально-технического и высшего. В прежние годы город Фрунзе славился высокими достижениями в подготовке специалистов, наличием признанных научных школ и направлений. И Бишкеку по силам вернуть этот статус. А расширение экономического сотрудничества неизбежно отразится самым благоприятным образом на развитии кыргызской культуры и искусства.

И этот перечень плюсов от вступления Кыргызстана в Таможенный союз можно продолжить. Хотя уже даже  вышеназванные свидетельствуют о безальтернативности этого исторического шага.

 

А.Гладилов, редактор POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1533   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная