POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как реанимировать кыргызстанскую науку?

05.09.2014 14:14 - Polit.kg

«РекомендацииОбщественного экспертного советапри Президенте Кыргызской Республикипо реформированию системы науки и возрождению научной деятельностив Кыргызской Республике» - весьма любопытный документ, который не только констатирует современное состояние науки, но и предлагает некоторые пути для ее реанимации. Однако, реалисты с большой долей скепсиса относятся к предлагаемым мерам. POLIT.KGприглашает ученых и экпертов-специалистов к разговору на эту тему. А пока текст «Рекомендаций» приводим без комментариев: 

«Со дня образования Национальной академии наук прошло  60 лет. За этот период пройден нелегкий путь. В свое время кыргызская наука в составе большой советской научной системы добилась значительных достижений. Однако за годы независимости в силу ряда объективных и субъективных причин кыргызская наука не сумела определиться в выборе своего пути развития.

В последние годы были произведены кадровые перестановки в руководящем эшелоне НАН КР. Однако даже людям с незаурядными лидерскими качествами,оказалось, неимоверно трудно преодолеть инерцию закостенелой «махины». Очевидно, что необходимо кардинально реформировать науку,  кыргызская наука нуждается в новых ориентирах, учитывающих реальные потребности рынка. Усилия экспертного сообщества направлены  на поиск путей выхода из создавшейся ситуации для выработки  векторов развития  кыргызской науки в новой экономической реальности.

В Национальной академии наук  насчитывается 4 отделения, включающих в себя 22 института и 2 центра, работают  41 действительный член,  51 член –корреспондент  и 23 почетных академика. Но, несмотря на столь значимое представительство, эффективность деятельности научных кругов низка.

Средний возраст доктора наук составляет 50 лет, кандидата наук -  40  лет.  Средний возраст академиков составляет 73 года, членов-корреспондентов - 70 лет.

Согласно данным крупнейшей в мире аналитической базы Scopus Кыргызстан занимает 142-е место в мире по объему и цитированию научно-исследовательских публикаций. Это отражение производительности научного сообщества страны.

Система управления наукой - это архаичная система, которая сохранила  «советские» принципы ее финансирования. Годовой бюджет академии наук составляет  252 миллиона сомов, из них 197 миллионов уходят на зарплату, а оставшаяся часть на оплату коммунальных услуг, в Соцфонд и на прочие расходы. На исследования и разработки денег не предусмотрено. То есть, вся эта громоздкая система работает практически «вхолостую».

Отсутствие инноваций в науке, ее оторванность от процессов образования неизменно сказывается такжена качестве образования. Преподаватели вуза сегодня не имеют стимулов для серьезных занятий наукой и научными исследованиями.

Практически в стране отсутствует вузовская наука и сегодня ни один кыргызский университет не может претендовать на участие в глобальных рейтингах по причине отсутствия значительных научных достижений и исследований. В тоже время крупнейшие университеты мира - это прежде всего центры науки, а потом уже образования.

Любое даже самое передовое содержание образования будет абсолютно не нужным, если не будут внедрены новые методы, методики и технологии в высшем образовании. Студенты обучаются по устаревшим материалам и методикам, находясь в полной изоляции от достижений науки и техники. Министерство образования фактически самоустранилось от отслеживания, внедрения и распространения инноваций.

Кризис в науке достиг такого уровня, что оставить в организации науки все «как есть» невозможно. Фактически речь идет о спасении самого ценного: надо сохранить наиболее сильные школы, конкурентоспособные научные коллективы.

Для этого необходимо  создать новую современную систему организации науки, предпринять кардинальные меры по реформированию научных учреждений КР, как отмечено в Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 годов.

Цель реформирования сферы науки - это достижение конкурентоспособности и сбалансированности системы науки, обеспечивающей получение, генерирование и передачу знаний, востребованных для устойчивого развития страны, повышение престижа научной деятельности. 

Для достижения поставленной цели необходимо проведение реформ по следующим направлениям:

1. Создание новой системы организации научной сферы, в соответствии с современными приоритетами развития Кыргызской Республики.

Наука в лице научных учреждений и ученых должна более широко привлекаться к непосредственной работе по подготовке и принятию государственных решений, особенно по крупным экономическим, политическим и социальным вопросам.

2. Создание уполномоченного государственного органа  по науке для эффективной реализации государственной политики в сфере науки.

При уполномоченном государственном органе образоватьтакже Национальный Фонд развития науки для аккумулирования средств и финансирования исследований, имеющих национальное значение.

3. Переход к целевому, проектному финансированию научных исследований, актуальных и ориентированных на решение насущных задач нашей экономики  с учетом опыта других постсоветских стран (Казахстан, Грузия и др.), успешно осуществляющих реформирование науки и достигших подъема научного творчества.

Ввести обязательную практику отбора через конкурсы направлений  научных проектов, а также радикально улучшить управление государственными ресурсами, выделяемыми на науку.

4. Институциональная перестройка научных учреждений для повышения эффективности системы науки и мотивации научного труда, в том числе в  Национальной академии наук КР.

Придание Национальной академии наук статуса общественной организации с функциями консультативно-совещательного органа по вопросам взаимодействия государственных органов и науки.

Действующему сегодня корпусу действительных членов и членов-корреспондентов НАН Кыргызской Республики установить государственную пенсию в размере действующей стипендии и дать возможность оказывать консультативную помощь в подготовке специалистов по соответствующим научным направлениям. Все остальные члены Академии наук, принятые после реорганизации, будут действовать на общественных началах;

5. Объединение интеллектуального и имущественного потенциала государственных научных учреждений, вузов и государственных институтов для решения первоочередных задач в соответствии со стратегическими программами развития страны, повышения качества образования, притока молодых кадров в науку и расширения тематики исследований.

Консолидация усилий и ресурсов обеспечит поле для внедрения научных достижений в производство, поднимет престиж как академических институтов, так и вузов, увеличит эффективность использования финансовых и человеческих ресурсов.

6. Учитывая высокий уровень коррумпированности и недостаточную эффективность действующей системы подготовки научных кадров, предлагается на основе результатов пилотных проектов вынести   на общественное обсуждение вопрос  о целесообразности  сохранения этой системы, в том числе Высшей аттестационной комиссии и диссертационных советов  и выявления альтернативных систем  получения ученых степеней и научных званий;

7. Совершенствование юридических основ и экономических стимулов для обеспечения свободы научного творчества, мобильности научных коллективов, возможности работать в мировом научном пространстве, равного доступа к информации и другим ресурсам. Иными словами, обеспечить условия состязательности, конкуренции и создать систему внешней объективной оценки идей, результатов и т. п.

Обеспечение более эффективной и надежной защиты прав собственности ученых и государства на результаты своей интеллектуальной деятельности.

8. Обеспечение выхода кыргызской науки и отечественных ученых, а также результатов их научного труда в мировое научное пространство. В том числе, организация издания научных журналов с импакт-фактором на английском языке при будущем  Национальном фонде развития науки.

9. Образование рабочей группы при Правительстве Кыргызской Республики с привлечением научных деятелей, представителей экспертного сообщества для разработки конкретных планов по реализации вышеуказанных рекомендаций».

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1304   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная