POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как реанимировать кыргызстанскую науку?

05.09.2014 14:14 - Polit.kg

«РекомендацииОбщественного экспертного советапри Президенте Кыргызской Республикипо реформированию системы науки и возрождению научной деятельностив Кыргызской Республике» - весьма любопытный документ, который не только констатирует современное состояние науки, но и предлагает некоторые пути для ее реанимации. Однако, реалисты с большой долей скепсиса относятся к предлагаемым мерам. POLIT.KGприглашает ученых и экпертов-специалистов к разговору на эту тему. А пока текст «Рекомендаций» приводим без комментариев: 

«Со дня образования Национальной академии наук прошло  60 лет. За этот период пройден нелегкий путь. В свое время кыргызская наука в составе большой советской научной системы добилась значительных достижений. Однако за годы независимости в силу ряда объективных и субъективных причин кыргызская наука не сумела определиться в выборе своего пути развития.

В последние годы были произведены кадровые перестановки в руководящем эшелоне НАН КР. Однако даже людям с незаурядными лидерскими качествами,оказалось, неимоверно трудно преодолеть инерцию закостенелой «махины». Очевидно, что необходимо кардинально реформировать науку,  кыргызская наука нуждается в новых ориентирах, учитывающих реальные потребности рынка. Усилия экспертного сообщества направлены  на поиск путей выхода из создавшейся ситуации для выработки  векторов развития  кыргызской науки в новой экономической реальности.

В Национальной академии наук  насчитывается 4 отделения, включающих в себя 22 института и 2 центра, работают  41 действительный член,  51 член –корреспондент  и 23 почетных академика. Но, несмотря на столь значимое представительство, эффективность деятельности научных кругов низка.

Средний возраст доктора наук составляет 50 лет, кандидата наук -  40  лет.  Средний возраст академиков составляет 73 года, членов-корреспондентов - 70 лет.

Согласно данным крупнейшей в мире аналитической базы Scopus Кыргызстан занимает 142-е место в мире по объему и цитированию научно-исследовательских публикаций. Это отражение производительности научного сообщества страны.

Система управления наукой - это архаичная система, которая сохранила  «советские» принципы ее финансирования. Годовой бюджет академии наук составляет  252 миллиона сомов, из них 197 миллионов уходят на зарплату, а оставшаяся часть на оплату коммунальных услуг, в Соцфонд и на прочие расходы. На исследования и разработки денег не предусмотрено. То есть, вся эта громоздкая система работает практически «вхолостую».

Отсутствие инноваций в науке, ее оторванность от процессов образования неизменно сказывается такжена качестве образования. Преподаватели вуза сегодня не имеют стимулов для серьезных занятий наукой и научными исследованиями.

Практически в стране отсутствует вузовская наука и сегодня ни один кыргызский университет не может претендовать на участие в глобальных рейтингах по причине отсутствия значительных научных достижений и исследований. В тоже время крупнейшие университеты мира - это прежде всего центры науки, а потом уже образования.

Любое даже самое передовое содержание образования будет абсолютно не нужным, если не будут внедрены новые методы, методики и технологии в высшем образовании. Студенты обучаются по устаревшим материалам и методикам, находясь в полной изоляции от достижений науки и техники. Министерство образования фактически самоустранилось от отслеживания, внедрения и распространения инноваций.

Кризис в науке достиг такого уровня, что оставить в организации науки все «как есть» невозможно. Фактически речь идет о спасении самого ценного: надо сохранить наиболее сильные школы, конкурентоспособные научные коллективы.

Для этого необходимо  создать новую современную систему организации науки, предпринять кардинальные меры по реформированию научных учреждений КР, как отмечено в Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 годов.

Цель реформирования сферы науки - это достижение конкурентоспособности и сбалансированности системы науки, обеспечивающей получение, генерирование и передачу знаний, востребованных для устойчивого развития страны, повышение престижа научной деятельности. 

Для достижения поставленной цели необходимо проведение реформ по следующим направлениям:

1. Создание новой системы организации научной сферы, в соответствии с современными приоритетами развития Кыргызской Республики.

Наука в лице научных учреждений и ученых должна более широко привлекаться к непосредственной работе по подготовке и принятию государственных решений, особенно по крупным экономическим, политическим и социальным вопросам.

2. Создание уполномоченного государственного органа  по науке для эффективной реализации государственной политики в сфере науки.

При уполномоченном государственном органе образоватьтакже Национальный Фонд развития науки для аккумулирования средств и финансирования исследований, имеющих национальное значение.

3. Переход к целевому, проектному финансированию научных исследований, актуальных и ориентированных на решение насущных задач нашей экономики  с учетом опыта других постсоветских стран (Казахстан, Грузия и др.), успешно осуществляющих реформирование науки и достигших подъема научного творчества.

Ввести обязательную практику отбора через конкурсы направлений  научных проектов, а также радикально улучшить управление государственными ресурсами, выделяемыми на науку.

4. Институциональная перестройка научных учреждений для повышения эффективности системы науки и мотивации научного труда, в том числе в  Национальной академии наук КР.

Придание Национальной академии наук статуса общественной организации с функциями консультативно-совещательного органа по вопросам взаимодействия государственных органов и науки.

Действующему сегодня корпусу действительных членов и членов-корреспондентов НАН Кыргызской Республики установить государственную пенсию в размере действующей стипендии и дать возможность оказывать консультативную помощь в подготовке специалистов по соответствующим научным направлениям. Все остальные члены Академии наук, принятые после реорганизации, будут действовать на общественных началах;

5. Объединение интеллектуального и имущественного потенциала государственных научных учреждений, вузов и государственных институтов для решения первоочередных задач в соответствии со стратегическими программами развития страны, повышения качества образования, притока молодых кадров в науку и расширения тематики исследований.

Консолидация усилий и ресурсов обеспечит поле для внедрения научных достижений в производство, поднимет престиж как академических институтов, так и вузов, увеличит эффективность использования финансовых и человеческих ресурсов.

6. Учитывая высокий уровень коррумпированности и недостаточную эффективность действующей системы подготовки научных кадров, предлагается на основе результатов пилотных проектов вынести   на общественное обсуждение вопрос  о целесообразности  сохранения этой системы, в том числе Высшей аттестационной комиссии и диссертационных советов  и выявления альтернативных систем  получения ученых степеней и научных званий;

7. Совершенствование юридических основ и экономических стимулов для обеспечения свободы научного творчества, мобильности научных коллективов, возможности работать в мировом научном пространстве, равного доступа к информации и другим ресурсам. Иными словами, обеспечить условия состязательности, конкуренции и создать систему внешней объективной оценки идей, результатов и т. п.

Обеспечение более эффективной и надежной защиты прав собственности ученых и государства на результаты своей интеллектуальной деятельности.

8. Обеспечение выхода кыргызской науки и отечественных ученых, а также результатов их научного труда в мировое научное пространство. В том числе, организация издания научных журналов с импакт-фактором на английском языке при будущем  Национальном фонде развития науки.

9. Образование рабочей группы при Правительстве Кыргызской Республики с привлечением научных деятелей, представителей экспертного сообщества для разработки конкретных планов по реализации вышеуказанных рекомендаций».

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1253   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная