POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Крушение иллюзий о дешевизне и неистощимости энергоресурсов в Кыргызстане

15.09.2014 17:35 - Polit.kg
Крушение иллюзий о дешевизне и неистощимости энергоресурсов в Кыргызстане

Премьер-министр Кыргызской Республики Джоомарт Оторбаев о проблемах и потенциале  развития электроэнергетики в Кыргызской Республике

Проблемы в энергосекторе страны накапливались годами. Однако, именно 2014 год становится годом, когда  необходимо принимать принципиальные решения в сфере энергетики. Иллюзии, которые окружали нас на протяжении десятилетий о том, что именно гидроэнергетика и энергетический потенциал рек страны навсегда обеспечит страну энергией, больше не существуют.

В плане электропотребления именно зима 2013-2014 гг. стала для страны историческим “рубиконом”.  Всю произведенную электроэнергию -  примерно 14 млрд. кВтч -  страна потребила исключительно на свои нужды. Нынешний маловодный год однозначно приведет к тому, что электропотребление будет сокращено до 11-12 млрд. кВтч (без учета возможного импорта электроэнергии из соседних стран). В энергетическом секторе именно в этомгоду страна превратилась из экспорто-ориентированной и импорто-ориентированную.

Электроэнергетический комплекс Кыргызстана сейчас не способен обеспечить надежное энергоснабжение потребителей в течение круглого года. Помимо прямых экономических убытков это серьезным образом ухудшает деловой и инвестиционный климат в стране. В настоящее время в стране отсутствует возможность организации нового производства, требующего постоянного и бесперебойного снабжения электроэнергией. В качестве примера можно привести несостоявшийся конкурс на продажу завода «Кристалл», одной из причин которого  стали проблемы в обеспечении производства необходимыми мощностями. Ведь инвесторам было предложено помимо инвестиций в сам заводпроизвести дополнительные вложения в генерирующие источники.



Из-за маловодного года (фактическая приточность воды в Нарынский бассейн составит всего 61% от среднегодового) по прогнозам энергетиков максимальный объем потребления электроэнергии в этом году составит всего 11.8 млрд. кВтч, таким образом по сравнению с майским прогнозом лимит потребления уменьшается на дополнительные 2.3 млрд. кВтч.

При базовом сценарии развития электроэнергетики в ближайшие годы (подразумевается линейный рост электропотребления с цикличным водным циклом) в 2015 году выработка электроэнергии составит лишь 11.6 млрд. кВтч, а прогнозный спрос достигнет 15.8 млрд. кВтч. Таким образом,  дефицит в 2015 году может составить уже 4.2 млрд. кВтч электроэнергии (потребуются дополнительные мощности порядка 480 МВт). Аналогичные расчеты показывают, что в 2017 году дефицит может достигнуть 6.3 млрд. кВтч (дополнительные мощности – 720 МВт), а в 2024 году 17.2 млрд. кВтч электроэнергии (дополнительные мощности – 1950 МВт).

При стоимости 5 центов за 1 кВтч электроэнергии сумма дефицита составит в 2015 году - 210 млн. долларов (11 млрд. сом по курсу 1 доллар = 52 сом), в 2017 году – 313 млн. долларов (16 млрд. сом), и в 2024 году – 861 млн. долларов (45 млрд. сом).

При этом необходимо подчеркнуть, что рост экономики страны неизбежно приведет к росту потребления электроэнергии. При базовом сценарии развития экономики (при росте спроса примерно на 5% в год) ежегодный рост энергопотребления прогнозируется в размере порядка 1.5-2 млрд. кВтч в год. То есть ежегодно объем вновь вводимых мощностей должен составить минимум 170-200 МВт. Если же рост экономики будет ускоренным (рост спроса порядка 7-10% в год), то цифры должны быть увеличены на дополнительные 30-40%.

В ближайшие годы дополнительные мощности ожидаются от введения в эксплуатацию второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2 – около 100 МВт (2016 г.), реконструкции ТЭЦ Бишкек – около 300 МВт (2016-2017гг.), строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС – около 240 МВт (2016-2018 гг.).

Следует также отметить, что рост потребления электроэнергии в стране в последние годы также связан и со спадом потребления природного газа. Основной причиной стал рост стоимости газа с 42 долларов США за 1000 куб.м. в 2000 – 2005 гг., до 257 долларов США (то есть более чем в 6 раз) - в 2013 году. Таким образом, потребление газа резко сократилось с 800 млн. куб.м в 2000-х годах до 280 млн. куб.м. в 2013 году.

Серьезнейшей проблемой энергетики Кыргызстана является ярко выраженный сезонный спрос на электроэнергию. Если потребление в теплое время года составляет на сегодня 22-23 млн. кВтч в сутки, то в отопительный период этот показатель может достигать 70 млн. кВтч и более.В результате возникает ситуация, когда генерирующие и передающие мощности, необходимые для обеспечения надежного энергоснабжения зимой, в летнее время будут загружены лишь на треть от своей мощности. Это серьезным образом ухудшает привлекательность инвестиций в энергосектор Кыргызстана. Ни один инвестор не будет строить электростанции, которые будут загружены лишь несколько месяцев в году.

Для разрешения данной проблемы не существует другого выхода кроме организации экспорта электроэнергии в летний период на рынки, где на электроэнергию в это время существует достаточный спрос. Именно с этой целью ведется работа по строительству системы высоковольтных линий электропередачи КР с Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном, с общей целью поставки электроэнергии в летнее время из Центральной Азии в ЮжнуюАзию - CASA-1000, так как на местном региональном рынке в летнее время года не существует устойчивого спроса на электроэнергию по разумным рыночным ценам. Казахстан и Узбекистан не нуждаются в нашей электроэнергии в теплое время года и покупают ее только в рамках соглашений по попускам воды либо по очень низкой цене.

И хотя нередко слышатся обвинения, что недопустимо экспортировать электроэнергию из системы, которая сталкивается с серьезной нехваткой поставок для внутренних нужд, тем не менее у Кыргызстана нет другого выхода, если мы хотим привлекать инвестиции, в первую очередь, частные в энергетику страны.При этом экспортные поставки в летний период не увеличат дефицит электроэнергии в КР и не будут оказывать влияния на уровень воды в Токтогульском водохранилище.

Оценка необходимых генерирующих мощностей для обеспечения внутренних потребностей и экспорта, проведенная экспертами компании Tetratech, показала, что даже при текущих гидрологических условиях  себестоимость электроэнергии со строящихся в настоящее время ГЭС (Камбарата-1) будет значительно выше, чем с угольной станции, построенной на Кара-кече. И что даже более важно, угольная станция с установленной мощностью в 800 МВт будет вырабатывать значительно больше электроэнергии, чем ГЭС с установленной мощностью в 1900 МВт за счет значительно большего коэффициента мощности.

По расчетам специалистов комплекс Камбаратинских ГЭС будет иметь коэффициент мощности в 31,5%, что является достаточнонизким показателем. Возможно, что ГЭС большую часть времени в течение года будут простаивать.

Если же оправдаются пессимистические прогнозы специалистов, и приточность рек Кыргызстана будет уменьшаться, то коэффициент мощности Камбаратинских ГЭС и, соответственно, общий объем выработки электроэнергии будут еще ниже.

Это говорит о том, что для устранения дефицита электроэнергии в Кыргызстане в будущем необходимо вводить в строй мощности, которые не зависят от гидрологических условий. В первую очередь, речь идет о строительстве угольной станции на месторождении Кара-кече. Кроме этого следует начать планирование и строительство ряда других менее мощных ТЭС на других перспективных  угольных месторождениях Кыргызстана.

 

Тарифы

На сегодняшний день тарифы на электроэнергию для населения и насосных станций составляют 0.7 сом за 1 кВтч. Такие тарифы являются самыми низкими в мире. Они ниже, чем в Таджикистане в 1.6 раз, чем в Узбекистане - в 3.7 раза,  чем в Казахстане - в 5.5 раз, чем в России - в 6.3 раза, чем в Эстонии - в 13 раз.

Данные тарифы являются субсидированными, не покрывающими издержки по выработке и доставке электроэнергии. По расчетам энергетиков в 2014 году себестоимость производства одного кВтч электроэнергии в стране составила 1.39 сом, то есть превысила продажную цену в 2 раза! При этом тарифы в последние 5 лет не пересматривались. Вместе с тем, практически во всех странах мира тарифы регулярно повышаются, Кыргызстан является исключением.

Оппоненты тарифной реформы часто ссылаются на тот факт, что Кыргызстан – бедная страна, и ее граждане не способны покупать “дорогую” электроэнергию. Но это не так! В Кыргызстане на среднюю заработную плату можно купить около 17 тысяч кВтч электроэнергии. По этом показателю мы занимаем 2-е место в мире после Люксембурга, опережая все остальные развитые страны в мире.

Вывод из представленного анализа состоит в том, что электроэнергетика в Кыргызстане является отраслью экономики, которая получает колоссальные субсидии из государственного бюджета, и пока не способна саморазвиваться.

В свою очередь, субсидируемость электроэнергетики приводит к тому, что все большее количество предприятий и особенно граждан предпочитает переходить на этот более дешевый вид энергии, таким образом увеличивая ее дефицит. Если в 1999 году население потребляло 4.2 млрд. кВтч (30% от общего потребления), то в 2012 году уже 7.2 млрд. кВтч (63% от общего потребления). Как следствие в стране стало не хватать электроэнергии, а ее качество значительно ухудшилось.

Что происходит в случае, когда тарифы субсидируются? У энергокомпаний не остается средств для обновления и модернизации систем. Как следствие, происходит деградация оборудования и материалов, значительное ухудшение их эффективности. И что самое опасное, абсолютно исключаются возможности привлечения прямых частных инвестиций в энергосектор, в особенности в генерацию. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что 53% всех генерирующих мощностей были введены 40 и более лет назад, оставшиеся 37%  - запущены свыше 30 лет назад.

 

Энергосбережение

Кроме всех перечисленных фундаментальных “болезней” энергосектора существует и еще одна принципиальная проблема. Это полное отсутствие внимания в стране к проблемам энергоэффективности. Динамика структуры потребления электроэнергии после получения Кыргызстаном независимости показывает, что с 1991 года электропотребление в промышленности сократилось в 2,8 раза, а в сельском хозяйстве – в 3,6 раза. Это было связано с общим падением экономики, закрытием ряда крупных энергоемких производств и расформированием большинства коллективных хозяйств. Но при этом потребление электроэнергии на бытовые нужды населения выросло более чем в 3 раза, в результате чего общее потребление электроэнергии увеличилось.

Основными причинами подобного увеличения потребления электроэнергии населением на бытовые нужды (в первую очередь на отопление) явилось значительно более выгодная его стоимость по сравнению с другими источниками энергии

По данным Всемирного банка, уровень энергозатратности кыргызской экономики находится на неоправданно высоком уровне. Энергоемкость экономики страны составляет 1.1 тонн условного топливного элемента на 1000 долларов США. К примеру, в развитых странах этот параметр составляет 0.09 – 0.18, то есть лучше даже не на проценты, а в 6-12 раз. В других развивающихся странах энергоемкость составляет 0.22-0.74 тонн условного топлива. Вывод: в стране имеется огромный потенциал энергосбережения, который оценивается как минимум в 40-50% от объема энергопотребления.

По данным ПРООН, средний потребитель электроэнергии в Кыргызстане потребляет 150 кВтч на один квадратный метр в год, тогда как в Европе показатель потребления в 3 раза ниже, и составляет 50 кВтч на один квадратный метр в год.

Низкие тарифы на электроэнергию не способствовали развитию энергосберегающих и энергоэффективных технологий при строительстве и эксплуатации жилья, а также при ведении предпринимательской деятельности. В результате на сегодняшний день в Кыргызстане несмотря на ежегодное душевое потребление электроэнергии 2400 кВтч, что является достаточно высоким показателем для развивающейся страны, электроэнергетический комплекс не в состоянии удовлетворить потребности населения в электроэнергии.

 

Потери

Уровень потерь в энергокомпаниях Кыргызстана все еще остается выше общепринятых международных стандартов. По итогам 2012 года потери в распределительных компаниях, где в основном и происходят хищения электроэнергии, составили 21%, в 2013 году этот показатель снизился до 17.1%. Энергетики рапортуют, что по результатам 7 месяцев 2014 г. потери дополнительно снизились и составили уже 15.3%. Для сравнения в Грузии этот показатель составлял 15%, в Армении - 13%, в развитых странах данный показатель значительно меньше. Известно, что высокий уровень коррупции наблюдается при подключении к сетям новых абонентов, в первую очередь коммерческих.

В ближайшие годы необходимо снизить уровень потерь до 12-13%. По оценкам специалистов, учитывая высокий уровень износа инфраструктуры и ненормативные нагрузки, данные цифры являются объективным показателем реальных технических потерь. Воровство в энергокомпаниях должно быть полностью искоренено в ближайшее время, в первую очередь, за счет внедрения автоматизированных систем по учету электроэнергии, счетчиков нового поколения, передающих уровень потребления в режиме онлайн, улучшения управления в энергокомпаниях.

 

Выводы

Причины кризиса 2014 года – маловодье, отсутствие инвестиций (изношенность оборудования,  деградация оборудования примерно на 5 % в год из-за отсутствия ремонта), отсутствие политики энергосбережения, постоянный рост цен на импортируемые альтернативные энергоносители (нефть, газ и т.д.), низкие (ниже себестоимости) тарифы на электроэнергию, неэффективное управление энергокомпаниями, сохраняющаяся коррупция в энергосекторе.

Следует сформулировать новую национальную программу развития энергетики в стране. Она должна включать в себя следующий минимальный, но обязательный набор мер и реформ.

 

· Повышение доверия населения к работе всего энергосектора страны, прежде всего, в отношении борьбы с коррупцией, улучшения качества управления в энергокомпаниях,  реструктуризации управления всем энергосектором (создание независимого отраслевого регулятивного органа, а также независимого расчетного центра для обеспечения прозрачного распределения средств между  энергокомпаниями).

· Проведение комплекса мер по качественному усилению работы по энергосбережению и энергоэффективности зданий и сооружений. Примером здесь должны стать государственные и муниципальные служащие. Должен быть разработан детальный план мероприятий по энергосбережению в государственных и муниципальных учреждениях.

· Разработка новых стандартов и нормативов по строительству и введению в эксплуатацию новых зданий и сооружений, основанных на лучших мировых энергосберегающих практиках.

· Проведение масштабной информационной кампании среди населения по обеспечению энергосбережения, а также  взаимосвязи между бесперебойным снабжением и тарифами (брошюры, памятки, размещение материалов в СМИ и т.д.) 

· Разработка и оптимизация новой тарифной методологии в соответствии с лучшими  международными практиками в целях обеспечения достаточного объема доходов  для ремонта и технического обслуживания действующих объектов.

· Разработка эффективной системы социальной защиты малоимущих слоев населения, связанной с оплатой за электроэнергию с гарантированным и устойчивым финансированием.

· Подготовка технико-экономических обоснований и разработка стратегии финансирования  для строительства новых тепловых электростанций, работающих на отечественном угле и на газе. Привлечение масштабных инвестиций в электроэнергетику.

· Проведение мероприятий по максимальной газификации предприятий, жилых домов и индивидуальных домохозяйств с целью отопления и пищеприготовления.

· Проведение модернизации электрооборудования, привлечение инвестиций в альтернативные источники генерации электроэнергии.

· Проведение мероприятий по проектированию и строительству Кара-Кечинской ТЭС – 700 МВт (2017 г.) (с возможным расширением до 1400 МВт, а затем и до 2800 МВт), Сулюктинской ТЭС – до 100 МВт, а также Камбаратинской ГЭС-1 – 1900 МВт. Проект реабилитации Токтогульской ГЭС приведет к дополнительной генерации 240 МВт (2022-2023 гг.).

· Рассмотрение возможности привлечения в энергетику, в частности, в генерацию, частных инвестиций. Ключевым элементом в этом направлении будет реформа тарифной политики.

 

- в статье использованы данные Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики.

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2027   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная