POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстану нужно срочно вступать в Таможенный союз уже ради того, чтобы не травить свой народ!

03.11.2014 22:17 - Polit.kg
Кыргызстану нужно срочно вступать в Таможенный союз уже ради того, чтобы не травить свой народ!

В странах Таможенного союза очень высоки требования к качеству товаров народного потребления, жесток контроль и суровы законы, наказывающие за малейшие отклонения от норм и правил. Что в России, что в Белоруссии, что в Казахстане всерьез заботятся о здоровье народа, утверждая не только на бумаге, но в жизни высокие стандарты качества. Даже европейские государства признаются, что их нормы гораздо мягче российских. Поэтому не удивительно, что то и дело запрещаются к ввозу на территорию стран ТС целые партии мяса, молочных продуктов. И в связи с предстоящим вступлением Кыргызстана в ТС остро встал вопрос о создании лабораторий, которые могли бы дать беспристрастную и максимально точную оценку товарам, произведенным в нашей стране. Но, даже бегло глянув на наш товарный ассортимент, приходишь к заключению, что кыргызские продукты питания вряд ли пустят на территорию ТС.

 

Начнем наше небольшое журналистское расследование с первой ступени: прав потребителей.О том, как должна проходить проверка на качество, и почему она не проводится, POLIT.KG  рассказала председатель Бишкекского городского общества потребителей «Манас» Лариса Якубенко.

- Потребитель  у нас в стране от некачественного товара не защищен. Хотя известно, что каждый потребитель имеет право высказать претензию, если у него есть документ, подтверждающий покупку – кассовый чек. Если покупатель все же столкнулся с некачественным товаром, он может обратиться в общественные организации, такие как «Манас», «Айкын». Либо в антимонопольный комитет, где есть отдел по защите прав потребителей. Также при мэрии есть отдел по защите прав потребителей и развитию потребительского рынка.

- Можно ли как-то обезопасить себя от покупки некачественного товара?

- Обезопасить себя практически невозможно. Нарушения происходят повсеместно. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин. Единственный документ, которым вы сможете себя защитить – это кассовый чек.  Но у нас во многих местах до сих пор нет кассовых аппаратов. Покупаешь товар, а чек не дают. Зато в ходу гарантийные талоны, по которым в случае возврата некачественной покупки с покупателя почему-то взимают 20 процентов ее стоимости.

- То есть, если я купила пропавший продукт, или еще хуже, попала в больницу с отравлением,  мне никто не поможет?

- По закону вы под защитой государства. А на практике, увы, так и происходит.  Считается, что если свыше пяти человек поступили с жалобами на подозрительный продукт или блюдо в кафе/столовой – произошло массовое пищевое отравление. Летом у нас, как известно, инфекционная больница переполнена. Но мер по общепиту никаких не проводится. Я уверена, что не закрыли еще ни одно кафе, за которым есть масса недочетов. Потому, что когда кафе только открывается, я уже молчу об отравлениях, у него уже масса нарушений. И по сути, все разрешительные документы – это волчий билет. Раньше с этим вопросом было очень строго, а сейчас пятиэтажное здание Санэпидемстанции не может контролировать этот стихийный процесс.

- Почему не может? Разве это так сложно, ведь город маленький, навести порядок совсем не сложно.  Или там действует какая-то иная схема?

- О схемах ничего не знаю, знаю, что есть странная система, которая работает не в пользу потребителя.  Есть всевозможные надзорные органы, в частности санэпидстанция. Но процесс обжалования товара во всех инстанциях  такой долгий и трудоемкий, что пока в магазин явятся проверяющие, хозяева уже узнают и уберут товар с прилавка. Более того, о проверке предупреждают заранее, за несколько дней.

- Вхождение Кыргызстана в Таможенный союз поможет улучшить ситуацию?

- Я пока не знаю, как отразится вступление Кыргызстана в  Таможенный союз, но качество наших  товаров пока оставляет желать лучшего. Сейчас продукты, производимые в Кыргызстане, не всегда и не все соответствуют определенным нормам и стандартам. Далеко ходить не надо: продукты первой необходимости – хлеб. Его продают практически на земле, а рядом находятся ряды с рыбой, мясом. А в магазинах специальные шкафы и полки не  обрабатываются уксусом, чтоб не было хлебной болезни. Нам, увы, приходится видеть, каким образом он «доезжает» до прилавков. Уже не хочется брать Ладно, это момент антисанитарии. А что в хлебе зачастую не хватает положенного веса? Производители утверждают, что недостающий «граммаж»  хлеба зависит и от того, что в мешках с мукой  не хватает по несколько сотен грамм. То же самое происходит и с мясными полуфабрикатами. Могу сказать, что раньше -  при Советском союзе - качество соблюдалось строго, были различные ОТК, систематические проверки. Сейчас же, по моему наблюдению, после первой революции за качество вообще перестали отвечать. В стране сейчас работает «Закон технического регулирования», который защищает права предпринимателя. Там сказано, что товары и услуги должны проверяться на безопасность. Но ничего не сказано о качестве. Права потребителя защищает Административный кодекс, который гласит, что «каждого гражданина должно защищать государство. И в роли  государства выступают все наши органы надзора. Так получается, что один закон не позволяет нам проверить качество товара, а второй закон не работает, потому, как система надзора на самом низком уровне. Я вот лично считаю, что невозможно проверить безопасность без проверки  качества. Это две незаменимые составляющие. Ежедневно я получаю массу заявлений, выслушиваю недовольства. Знакомлюсь с производителями, до определенного момента хорошо сотрудничала с Госстандартом, Кыргызпатентом, налоговой службой, финполом и другими. Сегодня трудно. Закон по защите прав потребителей принят в 1992 году и пережил несколько редакций. Составлен он хорошо, но не действует. Потому что документ надо не только разработать, но и контролировать его исполнение. На сегодня он наиболее нарушаем из всех действующих законов.  Ежедневно  я понимаю, что загвоздка еще в том, что нет лабораторий, честно проверяющих и оценивающих качество товара.Эти лаборатории работали бы гораздо лучше судов, если бы, конечно, работали честно, а не погрязли в коррупции.  У нас никто на качество ничего не проверяет.

- В соседних странах (Россия, Казахстан) ситуация другая…

- Конечно. В России закон работает, там каждому потребителю постоянно доносят доступную информацию, что это за товар, откуда он, каков срок  его годности. Наши потребители, в принципе, тоже права знают. Они уже поняли, что свои деньги вернуть можно, знают свою правоту. Но, поверьте, большинство кыргызстанцев не знают, что если товар некачественный, реализатор должен определить качество за свой счет.  Более того, были случаи, когда реализатор, разводя руками говорил, что первый раз слышит о таком правиле. Всеобщая правовая безграмотность предпринимателей и потребителей порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия госорганов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и особенно профилактика правонарушений в этой области неэффективна.

 - На что чаще всего жалуются потребители?

- Первое «заслуженное» место достается продуктам питания. Также бытовая техника, сотовые телефоны, компьютеры.  Но с продуктами дела обстоят куда проще. Доказать, что продавец бытовой или электронной техники не прав куда сложнее. Во-первых, проблема в том, что самого продавца не всегда можно найти. Наши торговые центры завели такую моду – субарендой называется. Сегодня у арендатора один реализатор, а завтра их пять. А дирекция магазина и не ведает, кто там чем промышляет. И нам некому претензии предъявить. Кстати, этими вопросами следовало бы заняться налоговой инспекции, которая то и дело кричит, что у них доход маленький. В ЦУМе работает в 5 раз больше мест, чем рассчитано. Во –вторых, продавец обязан давать на товар срок годности. По ГОСТу он составляет год и 2 месяца. Но наши реализаторы дают всего 3 месяца.

- Когда Вы  сталкиваетесь с нарушениями, как реагируете?

-  Что я поучаю продавцов, будет громко сказано, ну, скажем так, постоянно им напоминаю их обязанности. Права они и сами знают. Я им рассказываю, что они обязаны отвечать за свой товар, рассказываю, что должны быть ценники, бейджики, информация о продавце и товаре. Проверяющие сами не знают порой, что такая информация должна быть у продавцов. Вот лично меня, например, очень удивляет повсеместно развешенная табличка «Проданный товар обмену и возврату не подлежит». Как это так? Кто это придумал?  Еще как подлежит! Есть некоторые категории товаров, не подлежащие обмену, но в случаях, когда товар некачественен или вас чем-либо не устраивающий – возврату он подлежит в любом случае. Или еще вот: «Примерять нельзя. Примерка без покупки 20 сом за одну вещь». Я сразу спрашиваю: «А как можно купить вещь, не примерив?» Выходит, если я померила 10 брюк и мне ни одни не подошли, я должна отдать продавцу 200 сом? 

- Почему творится такое?

- Когда-то в далеком 2000 году родился закон о защите прав предпринимательства, где я была одним из разработчиков. Закон попытался защитить предпринимателя, чтобы он не нес колоссальные убытки. После этого закона и начались всевозможные проверки. Но они  шли не с целью навести порядок, а пополнить карман проверяющих. Никто не стал учить предпринимателей. Их стали карать. Карать штрафами. Хотя по закону штрафовать нужно через банки. У нас штраф – это фактически взятка. Эту систему тяжело разрушить, проверяющие со штрафами находятся повсеместно, ежедневно, постоянно. Сколько продавец теряет за день, кормя эту массу проверяющих вы можете себе представить. А самое несправедливое то, что эту армию взяточников кормим мы с вами. Потому, как в подорожание  товара все включено. А «штрафы» десяти посредникам и главному «проверяющему» особенно. А потом мы с вами спрашиваем: «Из чего складывается цена?»

- Расскажите, где разливаются эти «чудо-бутылочки», которые украшают Ваш кабинет? Это подпольное предприятие?

- Вовсе нет! Сейчас адреса я не знаю, но раньше это производилось, что называется, не отходя от кассы. Здесь на «Ошском рынке» по улице Курелеева снабженцы продавали акцизные марки, пробки,  упаковочный материал. И делалось это не подпольно, там даже милиция рядом ходила! В акимиатах постоянно меняется руководство, в отделах торговли только и говорят,  что порядок наведется. А воз и ныне там.

И кто бы мог поверить, что раньше мы этот рынок показывали иностранцам, как объект  гордости, называя это место «восточным базаром»! Сейчас рынок «прихватизирован»  за бесценок. И все его 45 хозяев, ни копейки не вкладывая, не облагораживая рынок, имеют очень неплохие деньги. Стихийная парковка и торговля, машины в 3 ряда, многочисленные таксисты, с которых также взымаются деньги, когда сотрудники ДПС ходят вокруг них – вот такая картина рынка сегодня. Зимой здесь не чистится снег и лед – отсюда постоянные жалобы на ушибы и сотрясения.  У нас сложилось так, что летом переполнена инфекционка, а зимой – травматология!

- У Вас доходило дело до судебных тяжб?

- Да. Но чаще всего все заявления решаются в пользу покупателя, потому, что предприниматель попросту не прав.  Но было у меня пару исков в суд. Одно дело мы даже проиграли. Химчистка испортила дорогое пальто, а у девушки не осталось чека. Поэтому нужно хранить кассовые чеки, упаковки. С тех пор  я судам и административным  комиссиям не верю. Прав тот, у кого большие деньги.

- На чьей Вы стороне чаще всего?

- Я помогаю и предпринимателям и покупателям. Проблема, в основном, начинается с оптовиков. Удивительно, что в сертификатах крупных больших оптовиков (и продуктов и бытовой техники) чаще всего и адреса точного не найдешь. Они попрятаны. Это неправильно по закону. А орган,  контролирующий правильность законов ничего не делает. 

Конечно, можно только  удивляться крайней беспомощности государственных органов, призванных следить за порядком. А можно и не удивляться, если знаешь, как эти органы на самом деле контролируют хотя бы те же производства продуктов питания, или предприятий общественного питания. Можно даже позавидовать иным структурам контроля, которые на деле давно стали структурами по выжиманию  средств.  Последнее время нередки сообщения о задержании с поличным при получении взяток очередного чиновника. Но все по прядку. Попытаемся проследить, как государственные учреждения стоят на страже государственных, то есть народных интересов.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

Справка: Городское общество защиты прав  потребителей «Манас» работает с  1994 года.

Беседовала Анна Мягчилова

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1688   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная