POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Превентивно-челночная дипломатия Алмазбека Атамбаева

21.11.2014 14:57 - Polit.kg
Превентивно-челночная дипломатия Алмазбека Атамбаева

Весь ноябрь президент КР Алмазбек Атамбаев посвятил наведению мостов с центральноазиатскими государствами. Надо отметить, что интерес к его персоне в нашем регионе заметно повысился — ведь сейчас он выступает в амплуа последовательного сторонника евразийской интеграции и уже доказал готовность идти на рискованные смелые шаги, настояв на выводе американской военной базы. И сейчас он стремится максимально эффективно использовать сложившийся ореол. Одно дело — когда ты представляешь вульгарно многовекторное «болото» и совсем другое — когда ты без пяти минут член Таможенного союза и полноправный участник Единого экономического пространства.

 

Никто не будет отрицать того, что поездка Атамбаева в Астану оказалась необычайно успешной. Наконец произошла разрядка во взаимодействии Казахстана как действующего и Кыргызстана как потенциального члена Таможенного союза. Ранее, напомним, из Астаны поступало немало сигналов, свидетельствовавших о далеко не самом радушном отношении казахского руководства к новому возможному участнику евразийской интеграции. Оно и понятно — интеграция не отменяет конкуренцию. Это во-первых. А во вторых, казахи прекрасно осознают, как низок уровень политической стабильности у южного соседа и безусловно понимают, какие риски с этим связаны. Но сейчас, похоже, от былого недоверия не осталось и следа. 7 ноября Нурсултан Назарбаев объявил, что Казахстан поддержит усилия Кыргызстана по скорейшему присоединению к Евразийскому экономическому союзу и в качестве подтверждения добрых намерений перенаправил 100 миллионов долларов из так и не заработавшего в полную силу кыргызско-казахстанского инвестиционного фонда сразу на реализацию Дорожной карты присоединения КР к ТС. Это был знак того, что с новым, постепенно выходящим из полосы тотальной деморализации Кыргызстаном его северный сосед готов взаимодействовать более активно. Ещё одним достижением последнего визита стала договорённость о закупке в Казахстане электроэнергии для обеспечения КР электричеством в эту зиму. То, что это было оформлено как товарообмен в плане снабжения Казахстана поливной водой — свидетельство открытости Атамбаева. В данном случае это не просто фигура речи. Непосредственно перед поездкой в Казахстан чувствительность кыргызстанского руководства к творческим инициативам в области экономики проявилась, например, в следующем: городские власти Бишкека и Алматы подписали меморандум о создании «экономического коридора» между двумя близко расположенными друг к другу городами. Подписан он был при поддержке программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и Азиатского банка развития, причём оказался первым подобным проектом среди стран ЦАРЭС. Цель — поиск взаимовыгодных возможностей для развития сектора услуг и торговли в двух городах. Таков же, если проводить параллели, и настрой во взаимодействии государств в целом. В частности, в дни визита Атамбаева в Астану обговаривалась возможность предоставления кыргызским гражданам возможности обходиться на территории РК без регистрации в течение 30 суток. А в итоговое заявление Атамбаева и Назарбаева попало три интереснейших пункта. Один выражает удовлетворение запуском ЕАЭС, «который позволит существенно расширить емкость рынка, улучшить структуру взаимной торговли и увеличить приток прямых иностранных инвестиций». Другой говорит о всестороннем содействии Кыргызской Республике в реализации мероприятий по присоединению к ТС. Третий определяет в качестве общего приоритета совместное  рациональное использование водно-энергетических ресурсов в регионе и взаимовыгодное сотрудничество в топливно-энергетической сфере. И последнее, кстати, не только слова. Буквально через три дня после визита Атамбаева в Астану стало известно, что наши страны договорились о  поставке из Казахстана 100 тыс. тонн сырой нефти для переработки на карабалтинском заводе «Джунда». Или вот ещё — исторический прецедент с двинувшимися, наконец, по распоряжению Назарбаева вагонами горюче-смазочных материалов, застрявшими на кыргызско-казахской границе: стояли они там, напомним, с середины апреля из-за «несостыковок» в таможенных декларациях и транспортных документах. Ассоциация нефтетрейдеров КР ещё в августе обратилась прямо к Федеральной таможенной службе России (ФТС) с просьбой помочь решить вопрос с задержанием Казахстаном этих пяти сотен, следовавших с российских нефтеперерабатывающих заводов, но разрешилось всё только после визита Атамбаева в Астану.

Восток — дело тонкое, как говорится. Кстати, каким-то необычайным «совпадением» в свете всего вышеизложенного, смотрится то, что 1 ноября, ровно за неделю до казахстанского вояжа нашего президента, на кыргызско-казахстанской границе (на это, по крайней мере, было много намёков) спецслужбами Кыргызстана ловится и обвиняется в передаче конфиденциальной информации государственной важности «одной из сопредельных стран» заведующий отделом международного сотрудничества аппарата правительства КР Алтынбек Муралиев. И как-то неожиданно быстро возникает утечка из ГКНБ, что-де «шпионил» Муралиев-младший (сын экс-премьер-министра КР Амангельды Муралиева) в пользу Казахстана. Официальные каналы, конечно, при этом ничего не  конкретизируют до сих пор. Единственное, что потом выяснится — так это то, что «вели» чиновника спецслужбы больше года. Совпадение ли, что «шпионский скандал» разгорелся аккурат перед  встречей двух глав государств в Астане?..

Не хотелось бы предполагать, что именно эти обстоятельства повлияли на открытую позицию и благожелательность казахского лидера в переговорах с Атамбаевым, но что-то такое напрашивается. В любом случае, никому не нужно, чтобы подобное повторялось. Сфера доверия между нашими странами должна — в том числе и соответствии с последними планами — только расширяться, а никак не сужаться.

Другое поле, открытое Атамбаевым в ноябре,  — Туркменистан. Поездка туда тоже удалась. До какого-то серьёзного прорыва, конечно, пока далеко, но уже то, что страны объявили о схожести позиций по основным вопросам сотрудничества в сфере обеспечения безопасности в центральноазиатском регионе — это само по себе сдвиг. Похоже на то, что Кыргызстан взялся помогать самой далёкой и закрытой ото всех тюркской республике с тем, чтобы та быстрее выбралась из самоизоляции и пересмотрела концепции надуманного «нейтралитета». Главы государств высказались за активизацию кыргызско-туркменского сотрудничества в торгово-экономической, энергетической и культурно-гуманитарной сферах. Тема энергетики всплыла не случайно: президент Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что Туркменистан увеличивает выработку электроэнергии и готов изучить вопрос её поставок в Кыргызстан в самое ближайшее время. Впрочем, пока эта идея выглядит нереализуемой в силу неясности позиций Узбекистана, ещё не включившегося в обсуждение данной идеи, но  отделяющего две договаривающиеся стороны географически (впрочем, Алмазбек Атамбаев считает, что с Ташкентом «рано или поздно этот вопрос будет решён»). Есть также намётки для сотрудничества в транспортной сфере: в частности, 11 ноября речь шла о вовлечении Кыргызстана в проект газопровода, который протянется из Туркменистана в Китай. Внимания заслуживает и такой документ, как соглашение между Государственной службой финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики и Министерством финансов Туркменистана о сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Наверняка, в этой сфере двум государствам, неоднократно оказывавшихся под прицелом террористов, есть чем поделиться. Это, думается, может стать прелюдией к более тесному взаимодействию в рамках антитеррористических механизмов ШОС и ОДКБ (интерес к последним Ашхабад уже проявил). 2014-ый принес этой республике обострение ситуации на афганской границе — и для нас это тоже вызов. По крайней мере, он вынуждает нас подумать, какими партнёрами в сфере укрепления безопасности мы себя проявим: эффективными или неэффективными. В силу ряда причин Туркменистан не выходит на прямое сотрудничество в этом вопросе с Россией, и мы можем как раз помочь наладить данное взаимодействие так, чтобы это не вызывало ненужных вопросов у «западных друзей» Ашхабада. В конце концов, фактор привлечения российских возможностей здесь — это обоснованный запрос всей Центральной Азии, а не какая-то блажь.

На наш взгляд, из нынешней волны активности президент Атамбаев мог бы выйти прожжённым челночным дипломатом — в том смысле, что активно и практически одновременно общаясь со всеми своими коллегами из государств региона (ну, кроме Ислама  Каримова), пользуясь их благорасположением, он может с большим успехом выяснять «кто чем дышит» и сводить все заинтересованные стороны уже исходя из их запросов. Ещё очень важно, чтобы данная активность имела определённую цель. Пока что для Атамбаева главное — это обеспечение энергонезависимости Кыргызстана, то есть то, от чего зависит выживание и режима, и самого государства. Но ведь можно выходить и на более высокий уровень — например, помогая тому же Туркменистану энергичнее наращивать взаимодействие с другими странами региона и Россией в сфере пограничной безопасности. В перспективе, с выходом на Узбекистан, можно будет вплотную подобраться таким образом и к выработке общей для региона стратегии использования водных ресурсов. В общем, мало ли тех насущных вопросов, в решении которых заинтересованы все, но при этом никто не хочет тратить время и силы на то, чтобы выяснить, с какого бока можно подойти к их действительно взаимовыгодному решению. Превентивная дипломатия — это, если опираться на самое распространённое определение, «дипломатические действия, направленные на предотвращение возникновения разногласий между сторонами, на предотвращение развития уже существующих разногласий в конфликт, а также на ограничение распространения уже существующего конфликта». И это именно то, чем может заняться руководство во многих отношениях зависимой и слабой страны, которой ни к чему игнорировать интересы всех окружающих её держав — в том числе и потом, что те же интересы будут вне всякого сомнения и дальше накладываться на её собственные.

И ещё один штрих. Укрепление Центральной Азии — один из факторов, что сводит на нет все усилия Соединённых Штатов Америки посеять недоверие между Россией и Китаем. И здесь Кыргызстан тоже может принести много пользы. Не случайно ведь в самом конце ноября, когда согласовывались детали центральноазиатского турне Атамбаева, тот провёл среди прочего и телефонный разговор с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. При этом широта президентской коммуникации в последнее время указывает на особый интерес самых разных игроков к нашей стране, а следовательно и на возможность продвигать Кыргызстан как флагман «превентивно-челночной дипломатии» в Центральной Азии. Скажем, 14 ноября президент КР принял премьер-министра Республики Таджикистан Кохира Расулзода, а незадолго до этого - принца Карима Ага Хана IV, имеющего серьёзные интересы и базу поддержки в Таджикистане. В октябре Атамбаев разговаривал с генеральным секретарём ТЮРКСОЙ — организации «культурного сотрудничества», представляющей в ЦА турецкие интересы. Совсем недавно в президентском кабинете оказалась и такая одиозная личность, как Джордж Сорос. Мы продолжаем контактировать со всеми и в то же время учимся тому, чтобы всегда помнить о приоритетах. С одной стороны — открытость в плане коммуникации, а с другой — твёрдость в отстаивании собственных стратегических интересов: не это ли формула нового формата существования Кыргызстана в геополитическом пространстве?

 

«Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплочённые народы», - высказался в своём недавнем обращении к нации Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В свою очередь, практическая мудрость кыргызстанского руководства проявится как раз в том, чтобы превратить нынешний подъём внешнеполитических связей в закладку фундамента этой самой сплочённости.

 

Рустем ИЛЛЯЕВ, обозреватель POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1520   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная