POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как не превратить борьбу с религиозным экстремизмом в борьбу против свободы вероисповедания?

12.01.2015 23:38 - Polit.kg

После недавних трагических событий во Франции и той реакции в европейском, да и в мировом сообществе на них,  приходится с особым пристрастием и осторожностью  рассматривать проблемы религиозного характера. Наверное, ни одна страна на евразийском континенте не может утверждать о решении всех проблем в этой сфере. И Кыргызстан тоже.

 

3 ноября прошлого года Совет обороны при президенте КР одобрил Концепцию государственной политики в сфере религии. 17 ноября указ, касающийся принятия Концепции как направляющего документа, подписал и сам президент. По словам Алмазбека Атамбаева, этот шаг направлен на религиозное просвещение и борьбу с экстремизмом. До Нового года должен был быть разработал план мероприятий по реализации этого программного документа, а также определены источники финансирования. Государственной комиссии по делам религии Кыргызской Республики совместно с рабочей группой Совета обороны Кыргызской Республики по реформе государственной политики в религиозной сфере предписывалось обеспечить широкое информирование населения, религиозных организаций об основных положениях Концепции и ходе её реализации.

Тем не менее, для настоящего момента характерна скорее ситуация информационного вакуума. Симптоматично, что заседание Координационного совета по противодействию религиозному экстремизму, состоявшееся 26 декабря, проходило за закрытыми дверями: представителей прессы попросили удалиться уже через пятнадцать минут после его начала.

Естественно, представителей большинства религиозных организаций, действующих в стране, такая ситуация не может не беспокоить. Их, в отличие от Духовного управления мусульман Кыргызстана никто на подобные мероприятия не приглашает. Между тем, именно сейчас  решается их судьба. Предполагается, что уже скоро всех, кто ведёт религиозную деятельность без лицензии и разрешения от Государственной комиссии по делам религий, будут штрафовать на 70 тысяч сомов. При этом тем организациям, что не смогут преодолеть новый ценз — минимум 500 адептов — придётся вынужденно перейти на нелегальное положение.

Абсурдность таковой нормы очевидна уже в силу того, что едва более двух сотен последователей имеют среди прочих и самые безобидные, традиционные общины. Например, те же лютеране, среди которых преобладают представители такого этнического меньшинства, как немцы Кыргызстана. Если учесть, что лютеранство — главная конфессия в Германии, нынешние действия властей могут вылиться в международный скандал. Примерно так получилось несколько лет тому назад в России, когда городской суд Томска едва не объявил экстремистским духовный трактат «Бхагавад-Гита», почитаемый всеми индуистами и, более того, составляющий часть великого индийского эпоса «Махабхарата».

Религиовед Индира Асланова отмечает, что государственная политика по предотвращению экстремизма привела в настоящий момент только к росту этого явления. О продолжении той же тенденции, по её мнению, свидетельствует и эта инициатива по увеличению минимального количества членов религиозной организации: «Экстремистские организации не регистрировались и не будут регистрироваться. Им это не надо. Удар придётся по вполне безобидным религиозным объединениям. Получается, государство само создаёт прослойку недовольных».

Интересно, что в самой Концепции говорится, что профилактика религиозного экстремизма должна быть сфокусирована, прежде всего, на образовательных, просветительских мероприятиях, анализе и искоренении причин радикализации. Не противоречит ли это введению огульных санкций против всех малочисленных организаций? Особенно, учитывая, что самые главные причины вовлечения наших граждан в экстремистские течения лежат скорее в социально-экономической области, нежели в сфере влияния Госкомиссии по делам религии... 

Не всё ясно и с процедурой переэкзаменовки имамов всех кыргызстанских мечетей. Пожалуй, она может помочь в выявлении ну уж совсем непригодных к такой работе лиц (это в том случае, если сами экзаменаторы — а кто окажется в их числе пока неизвестно — сами будут на уровне). Но скрыть свои   салафитские или такфиритские взгляды уж точно не составит экзаменуемому особого труда.

Настораживают разговоры о некоем «кыргызском исламе», который предлагается принять всем мусульманам КР. Во-первых, ислам как мировая религия уже по определению имеет наднациональную природу. А во-вторых, это только усугубит ситуацию с «этническими мечетями», когда представители различных этнических групп предпочитают собираться в разных мечетях. Надо понимать, что национальное чувство тех же узбеков не меньше национального чувства кыргызов, а нации в политическом смысле в Кыргызстане просто нет. К тому же, некоторая часть кыргызского этнического сообщества не воспринимает ислам как таковой. И это не только пресловутые тенгрианцы, но и кыргызы, крестившиеся в разных христианских церквях. Не даёт ли риторика «кыргызского ислама» очередной рычаг для давления ДУМК на эти категории граждан? Им и так приходится нелегко, учитывая, что даже в центре столицы ты можешь быть избитым только за то, что смеешь заявить о своих религиозных взглядах, отличных от взглядов большинства.

Один из основных приоритетов действующей Концепции -  недопущение

нарушения прав и свобод других граждан и политизации религии. Но в итоге мы можем увидеть нечто совершенно противоположное. Для тех, кто этот документ не читал, стоит напомнить, что главный его тезис состоит в том, что государство берёт на себя обязанность контролировать и направлять внешнюю деятельность религиозных организаций. Что же подразумевается под внешней деятельностью? Распространение вероучения, осуществление духовного образования, создание и содержание религиозных объектов, благотворительных фондов и т.п. То есть как внутренняя деятельность поднимается лишь самый узкий круг функций.

Итак, процесс совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих сферу религии, должен завершиться к началу февраля. Представители Госкомиссии по делам религии обещают дать, наконец, чёткое определение таким терминам, как «деструктивная организация» и «прозелитизм». Последнему, подразумевающему обычно тенденцию к «обращению в свою веру», уже с самого начала навязываются негативные коннотации. Борьба с прозелитизмом уже изначально предполагает искоренение всякой проповеднической деятельности в отношении лиц иной веры. Вот на что в действительности  предлагается распылить и без того недостаточный ресурс правоохранительных органов, которым следовало бы сосредоточиться исключительно на деятельности действительно опасных религиозно-экстремистских организаций! 

Президентское понимание светскости выглядит так: «Да, религия у нас отделена от государства. Но это означает только то, что религиозные деятели не имеют права вмешиваться в дела государства. А само государство просто обязано регулировать религиозную политику в нашей стране. Сейчас мы будем относиться к этому совсем по-другому». Что имеется в виду под этим «совсем» мы узнаем, видимо, в самое ближайшее время.

 

Рустем ИЛЛЯЕВ

Версия для печати   |   Просмотров: 1203   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная