POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как не превратить борьбу с религиозным экстремизмом в борьбу против свободы вероисповедания?

12.01.2015 23:38 - Polit.kg

После недавних трагических событий во Франции и той реакции в европейском, да и в мировом сообществе на них,  приходится с особым пристрастием и осторожностью  рассматривать проблемы религиозного характера. Наверное, ни одна страна на евразийском континенте не может утверждать о решении всех проблем в этой сфере. И Кыргызстан тоже.

 

3 ноября прошлого года Совет обороны при президенте КР одобрил Концепцию государственной политики в сфере религии. 17 ноября указ, касающийся принятия Концепции как направляющего документа, подписал и сам президент. По словам Алмазбека Атамбаева, этот шаг направлен на религиозное просвещение и борьбу с экстремизмом. До Нового года должен был быть разработал план мероприятий по реализации этого программного документа, а также определены источники финансирования. Государственной комиссии по делам религии Кыргызской Республики совместно с рабочей группой Совета обороны Кыргызской Республики по реформе государственной политики в религиозной сфере предписывалось обеспечить широкое информирование населения, религиозных организаций об основных положениях Концепции и ходе её реализации.

Тем не менее, для настоящего момента характерна скорее ситуация информационного вакуума. Симптоматично, что заседание Координационного совета по противодействию религиозному экстремизму, состоявшееся 26 декабря, проходило за закрытыми дверями: представителей прессы попросили удалиться уже через пятнадцать минут после его начала.

Естественно, представителей большинства религиозных организаций, действующих в стране, такая ситуация не может не беспокоить. Их, в отличие от Духовного управления мусульман Кыргызстана никто на подобные мероприятия не приглашает. Между тем, именно сейчас  решается их судьба. Предполагается, что уже скоро всех, кто ведёт религиозную деятельность без лицензии и разрешения от Государственной комиссии по делам религий, будут штрафовать на 70 тысяч сомов. При этом тем организациям, что не смогут преодолеть новый ценз — минимум 500 адептов — придётся вынужденно перейти на нелегальное положение.

Абсурдность таковой нормы очевидна уже в силу того, что едва более двух сотен последователей имеют среди прочих и самые безобидные, традиционные общины. Например, те же лютеране, среди которых преобладают представители такого этнического меньшинства, как немцы Кыргызстана. Если учесть, что лютеранство — главная конфессия в Германии, нынешние действия властей могут вылиться в международный скандал. Примерно так получилось несколько лет тому назад в России, когда городской суд Томска едва не объявил экстремистским духовный трактат «Бхагавад-Гита», почитаемый всеми индуистами и, более того, составляющий часть великого индийского эпоса «Махабхарата».

Религиовед Индира Асланова отмечает, что государственная политика по предотвращению экстремизма привела в настоящий момент только к росту этого явления. О продолжении той же тенденции, по её мнению, свидетельствует и эта инициатива по увеличению минимального количества членов религиозной организации: «Экстремистские организации не регистрировались и не будут регистрироваться. Им это не надо. Удар придётся по вполне безобидным религиозным объединениям. Получается, государство само создаёт прослойку недовольных».

Интересно, что в самой Концепции говорится, что профилактика религиозного экстремизма должна быть сфокусирована, прежде всего, на образовательных, просветительских мероприятиях, анализе и искоренении причин радикализации. Не противоречит ли это введению огульных санкций против всех малочисленных организаций? Особенно, учитывая, что самые главные причины вовлечения наших граждан в экстремистские течения лежат скорее в социально-экономической области, нежели в сфере влияния Госкомиссии по делам религии... 

Не всё ясно и с процедурой переэкзаменовки имамов всех кыргызстанских мечетей. Пожалуй, она может помочь в выявлении ну уж совсем непригодных к такой работе лиц (это в том случае, если сами экзаменаторы — а кто окажется в их числе пока неизвестно — сами будут на уровне). Но скрыть свои   салафитские или такфиритские взгляды уж точно не составит экзаменуемому особого труда.

Настораживают разговоры о некоем «кыргызском исламе», который предлагается принять всем мусульманам КР. Во-первых, ислам как мировая религия уже по определению имеет наднациональную природу. А во-вторых, это только усугубит ситуацию с «этническими мечетями», когда представители различных этнических групп предпочитают собираться в разных мечетях. Надо понимать, что национальное чувство тех же узбеков не меньше национального чувства кыргызов, а нации в политическом смысле в Кыргызстане просто нет. К тому же, некоторая часть кыргызского этнического сообщества не воспринимает ислам как таковой. И это не только пресловутые тенгрианцы, но и кыргызы, крестившиеся в разных христианских церквях. Не даёт ли риторика «кыргызского ислама» очередной рычаг для давления ДУМК на эти категории граждан? Им и так приходится нелегко, учитывая, что даже в центре столицы ты можешь быть избитым только за то, что смеешь заявить о своих религиозных взглядах, отличных от взглядов большинства.

Один из основных приоритетов действующей Концепции -  недопущение

нарушения прав и свобод других граждан и политизации религии. Но в итоге мы можем увидеть нечто совершенно противоположное. Для тех, кто этот документ не читал, стоит напомнить, что главный его тезис состоит в том, что государство берёт на себя обязанность контролировать и направлять внешнюю деятельность религиозных организаций. Что же подразумевается под внешней деятельностью? Распространение вероучения, осуществление духовного образования, создание и содержание религиозных объектов, благотворительных фондов и т.п. То есть как внутренняя деятельность поднимается лишь самый узкий круг функций.

Итак, процесс совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих сферу религии, должен завершиться к началу февраля. Представители Госкомиссии по делам религии обещают дать, наконец, чёткое определение таким терминам, как «деструктивная организация» и «прозелитизм». Последнему, подразумевающему обычно тенденцию к «обращению в свою веру», уже с самого начала навязываются негативные коннотации. Борьба с прозелитизмом уже изначально предполагает искоренение всякой проповеднической деятельности в отношении лиц иной веры. Вот на что в действительности  предлагается распылить и без того недостаточный ресурс правоохранительных органов, которым следовало бы сосредоточиться исключительно на деятельности действительно опасных религиозно-экстремистских организаций! 

Президентское понимание светскости выглядит так: «Да, религия у нас отделена от государства. Но это означает только то, что религиозные деятели не имеют права вмешиваться в дела государства. А само государство просто обязано регулировать религиозную политику в нашей стране. Сейчас мы будем относиться к этому совсем по-другому». Что имеется в виду под этим «совсем» мы узнаем, видимо, в самое ближайшее время.

 

Рустем ИЛЛЯЕВ

Версия для печати   |   Просмотров: 1258   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная