POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Николай Бордюжа: «Самое главное, что есть у нас, - это политическое сотрудничество».

07.04.2015 16:32 - Polit.kg
Николай Бордюжа: «Самое главное, что есть у нас, - это политическое сотрудничество».

3 апреля в стенах Академии ОБСЕ в Бишкеке выступил военный дипломат, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа:

В своё время мы договорились с генеральным секретарём ОБСЕ о том, что будем сотрудничать не только в сфере совместных проектов, но и в сфере подготовки кадров. Мы занимаемся Пограничной академией ОБСЕ в Душанбе, читаем там лекции. Фундаментом же для нас является Организация Объединённых Наций, с которой мы работаем по пяти направлениям: политическое сотрудничество, чрезвычайные ситуации, миротворчество, контртеррористическая деятельность и деятельность по чрезвычайным ситуациям. На регулярной основе проводятся встречи генеральных секретарей ООН и ОДКБ. Мы перешли от эпизодических встреч к планомерному сотрудничеству. Тёплые, дружеские отношения с ОБСЕ складываются у нас в течение десяти лет. Мы часто координируем шаги при возникновении неприятных ситуаций в центральноазиатском регионе, обмениваясь информацией и предпринимая совместные действия.

Организация Договора о коллективной безопасности — один из основных игроков не только в Центральной Азии, но и в Восточной Европе, а также на Кавказе. Оценка ситуации нашими странами-участниками свидетельствует о её крайней неблагоприятности. Обострились практически все «замороженные» конфликты: Нагорный Карабах, Приднестровье, Афганистан (тут всё связано не только с деятельностью Талибана, но и с появлением подразделений ИГИЛ, стремящихся подчинить себе не только Афганистан, но и идти дальше: это означает реальную возможность проникновения в центральноазиатский регион).Всё этметодами крайне сложно. Поэтому президенты наших стран регулярно встречаются, обмениваются информацией, вырабатывают единые подходы. Такие встречи носят как формальный, так и неформальный характер. В рамках политического сотрудничества для нас важна координация внешнеполитической деятельности. Фактически мы стараемся коллективно защищать свои интересы на международных площадках. Только вчера я вернулся из Душанбе, где проходило заседание Совета министров иностранных дел стран ОДКБ: там мы вырабатывали общую позицию в складывающихся непростых условиях. Координация предполагает совместные заявления по сложным темам глобальной и региональной безопасности, будь то Украина или Нагорный Карабах, наркотики или терроризм. Кроме того, в рамках политического сотрудничества идут серьёзные консультации на уровне экспертов. Всё это позволяет глубже понять позицию каждой страны — мы ведь не обязательно должны смотреть на всё одинаково, мы лишь стремимся к консенсусу.

Второе наше направление — это формирование силового потенциала. Нам нужен инструмент, который бы сделал возможным выполнение главной задачи, которая стоит перед ОДКБ, - а это защита суверенитета и территориальной целостности государств, входящих во заставляет нас создавать конкретные механизмы обеспечения безопасности.

Чем сегодня реально располагает ОДКБ? Наверное, вы встречались в прессе с оценками политологов (в том числе и из Кыргызстана), что это «замороженная», недееспособная структура, у которой нет ни полномочий, ни потенциала для того, чтобы влиять на развитие обстановки. Скажу прямо: это абсолютная чушь. Такие политологи зачастую даже не знают, о чём говорят. Есть, к сожалению, такая прослойка среди специалистов... Мне врать ни к чему, поэтому буду говорить как есть. Самое главное, что есть у нас, - это политическое сотрудничество. Мы понимаем, что обеспечивать безопасность лишь силовыми  эту организацию. Уже созданы двусторонние группировки: российско-белорусская, российско-армянская, российско-казахстанская, российско-таджикская. Есть несколько военных баз, которые могут использоваться в интересах ОДКБ. Мы создали коллективные силы быстрого развёртывания центральноазиатского региона: это 11 хорошо подготовленных батальонов из Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана и России. Они могут использоваться для локализации военных или пограничных конфликтов в интересах стабильности региона.У нас есть также коллективные силы оперативного реагирования. Это масштабное формирование, насчитывающее около 22 тысяч человек. Таких формирований нет больше ни у одного военно-политического блока. Кроме элитных формирований наших вооружённых сил (бригады спецназначения, воздушно-десантные дивизии, десантно-штурмовые бригады) туда входят отряды спецназначения от органов внутренних дел (для борьбы с бандформированиями), антитеррористические отряды органов безопасности, спецподразделения антинаркотических ведомств, а также лучшие подразделения от министерств чрезвычайных ситуаций. Уже исходя из содержания этого списка, можно сделать вывод, что мы имеем что применить в отношении любой проблемы, связанной с обеспечением коллективной безопасности. Но не это главное. Важно, что в ОДКБ существует система преференций: льготный режим закупок военно-технического имущества (киргизские вооружённые силы, например, могут закупать на заводах-изготовителях государств-членов ОДКБ продукцию военного назначения по внутренним ценам без всяких «накруток»). Примерно такие же соглашения есть и по бесплатной системе подготовки кадров. В соответствии с ним ежегодно только в российские военные вузы принимается до тысячи представителей государств-членов Организации. Они проходят там подготовку, получают офицерские звания и несут службу в силовых структурах наших государств. Ведётся военно-экономическая работа: создание совместных предприятий по производству продукции военного назначения, сервисных центров для ремонта и обслуживания военной техники.

Ещё одно направление — противодействие конкретным вызовам и угрозам. Мы проводим коллективные мероприятия в сфере незаконного оборота наркотиков. Многие, наверное, слышали об операции «Канал», которая, по оценке ООН, была поистине беспрецедентной: там принимали участие спецслужбы не только наших шести государств, но и ещё 22 стран. Эта операция направлена на пресечение организованных преступных групп. С некоторых пор также силами специальных подразделений мы занимаемся перекрытием наиболее часто используемых маршрутов для переброски наркотиков из Афганистана. Ещё одна операция - «Нелегал» - была направлена на противодействие организованным преступным группам, действующим в сфере незаконной миграции, продажи людей.

Совместно действуем мы и в сфере информационной безопасности. Для этого созданы соответствующие координационные механизмы, коллективный центр по киберинциндентам. Ежегодно проводятся операции по противодействию криминалу в информационной среде. Это операция «Прокси», когда с привлечением соответствующих средств выявляются ресурсы, занятые вербовкой людей в террористические или экстремистские организации, а также совершением преступлений в информационной среде. Могу сказать, что мы выявили десятки сайтов, которые ориентировались на разжигание межнациональной розни, возобновление резни и массовых беспорядков после событий 2010 года на юге Кыргызстана. При этом по ним принимались и соответствующие законодательные решения.

Также в рамках ОДКБ существует система коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации. В постоянном режиме осуществляется обмен информацией между центрами кризисного реагирования государств-членов: как реальной, так и прогнозной. В общем, потенциал для того, чтобы использовать коллективные силы в случае крупных техногенных или природных катастроф. Создаются гуманитарные центры с формированием запасов для оказания помощи голодающим: один такой уже имеется в Армении, а ещё один мы начали создавать сейчас в Кыргызстане.

Последнее, о чём хотелось бы сказать, - это деятельность Парламентской ассамблеи ОДКБ. Совет её руководителей возглавляет Сергей Нарышкин, спикер Госдумы РФ. Наличие парламентского измерения позволяет нам заниматься народной дипломатией, локализовывать какие-то кризисные явления, например, проблемы в двусторонних отношениях. Кстати, активно тут задействованы парламенты таких стран, как Афганистан и Сербия.

Потенциал ОДКБ имеет вполне реальный характер. Мы ежегодно проводим учения, подтверждающие боеготовность наших формирований. Мы заняты решениям практических вопросов как в сфере дипломатии, так и в сфере правоохранительной деятельности. Сами понимаете, что сказать о всём мы не можем, но интенсивная работа, направленная на укрепление стабильности и безопасность наших государств, не прекращается.

 

Отвечая на вопросы

1. О том, почему официальный сайт ОДКБ зарегистрирован на российском домене.

Мы пользуемся российским доменом исходя из удобства — в первую очередь для потребителей информации. К тому же наша единственная база — это Москва: там и секретариат, и объединённый штаб.

 

2. Могут ли Кыргызстан или Таджикистан возглавить ОДКБ?

Конечно! У нас идёт постоянная ротация. С 1 января этого года, например, поменялись все заместители генерального секретаря, начальники управлений. Все эти новые люди — не россияне. Генеральный же секретарь назначается по особому положению и решению Совета коллективной безопасности, и решение это может быть каким угодно.

 

3. О «поверхностных политологах» и информационной политике ОДКБ:

Политологов, не разбирающихся в деятельности ОДКБ, плохо представляющих предмет, но пытающихся делать выводы, может быть, и не так уж много. Однако каждый из них, выступая на страницах печати, влияет на формирование общественного мнения. Я считаю нечестным исходя из собственных умозаключений, не основанных на знаниях, делать далеко идущие выводы. Меня это раздражает. Конечно, то, что о нас мало знают, - это в том числе и наша собственная проблема, но она связана не столько с неумением и нежеланием работать, сколько с финансовым состоянием. Мы не такие богатые, как НАТО, и у нас нет возможности тратить десятки миллионов долларов на «раскрутку» своего бренда.

 

4. О точках соприкосновения между ОДКБ и ШОС.

ШОС и ОДКБ — совершенно разные организации. ШОС — в большей степени политическая. Там, конечно, присутствуют проекты безопасности, но нет такой заряженности на общие коллективные действия. Интересы стран там достаточно разноплановые. Наши же участники в гораздо большей степени сплочены и ориентированы на коллективную деятельность.Глубоко убеждён, что ШОС и ОДКБ просто обязаны взаимодействовать, ведь мы работаем в одном ареале. Это наш дом, это наша земля. И мы должны здесь доминировать в политическом плане. У нас есть контакты с ШОС, подписан соответствующий меморандум. Мы взаимодействуем с Региональной антитеррористической организацией ШОС. Но надо выходить на качественно более высокий уровень сотрудничества.

 

5. О действиях ОДКБ во время июньских событий 2010 года на юге Кыргызстана.

Как только произошли эти события, мы запустили механизм принятия решений относительно реагирования. Буквально на следующий день в Москве собрались секретари Совета безопасности всех наших стран, чтобы обсудить, какая помощь может быть оказана Кыргызстану. Провели достаточно серьёзный анализ ситуации и единогласно признали нецелесообразным использование там военного потенциала ОДКБ. Это было осознанное решение глав государств. Весь дальнейший ход вещей показал правильность этого решения. Нельзя было вводить войска! При этом тогда сразу же было признано целесообразным оказать максимальную помощь с тем, чтобы минимизировать проблемы, с которыми столкнулось ваше новое руководство. Это решение носило закрытый характер, и в соответствии с ним почти все страны оказали Кыргызстану помощь финансами, семенным фондом, стройматериалами, продуктами. В этот же период была создана авиационная группировка, чтобы при повторных массовых беспорядках можно было оказать содействие в переброске контингента киргизских, именно киргизских правоохранительных органов. Всего это решение насчитывало 12 пунктов, в том числе проведение операций по контролю за информационной средой и блокирование границ с тем, чтобы не допустить боевиков и оружие в кризисную зону. Мы могли, конечно, насытить юг Кыргызстана максимальной военной помощью, но в этом случае там бы, вполне вероятно, бои шли бы и до сегодняшнего дня. Мы это уже проходили. Считаю, что решения, которые тогда приняли наши президенты (Совет коллективной безопасности отработал лишь предложения), были мудрыми и правильными.

 

6. О возможности продолжения сотрудничества Узбекистана и ОДКБ.

Узбекистан — чрезвычайно значимая страна центральноазиатского региона с мощными силовыми структурами и мощным политическим влиянием. Конечно, мы крайне заинтересованы в том, чтобы осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности в регионе с участием Узбекистана. Последний возобновил своё членство в организации в 2006 году, но на каком-то этапе стало понятно, что он пока не готов к коллективным шагам: некоторые наши проекты он не принимал, считая, что по ряду направлений лучше работать в двустороннем формате. Таким образом, возник некий системный кризис, связанный с разностью подходов к обеспечению безопасности. В этой связи через некоторое время Узбекистан поставил вопрос о приостановке своей деятельности в ОДКБ. Совет коллективной безопасности его рассмотрел и принял решение приостановить членство Узбекистана в организации — с тем, чтобы в дальнейшем он всё-таки определился со своей позицией. С тех пор заявок от руководства Узбекистана мы не получаем. Пока он пытается действовать на двусторонней основе или вообще самостоятельно.

 

7. Рассматривает ли ОДКБ вопросы землепользования и водопользования, считая их базой для возникновения конфликтов в регионе?

Каждая проблемная линия важна в системе государства. Естественно, всё перечисленное влияет на безопасность. Но мы действуем в рамках того мандата, который предоставлен нам нашими государствами, и речь идёт о жёсткой безопасности, безопасности в чистом виде. Мы не рассматриваем косвенные факторы, влияющие на безопасность. Конечно, глядя сегодня на некоторые моменты, связанные с изменением курсов валют, с ценами на нефть, понимаешь, что есть множество косвенных рычагов обвала стабильности в каждом из наших государств. Сегодня мы являемся свидетелями того, как некоторые проблемы на постсоветском пространстве создаются искусственно. Я глубоко убеждён, что мы обязательно должны обсуждать вопросы экономической безопасности, но не думаю, что такой мандат у нас в ближайшее время появится. Этим могут заниматься другие структуры — например, Евразийский экономический союз.

 

8. Афганистан и ОДКБ.

Афганистан не является наблюдателем при ОДКБ, он лишь наблюдатель Парламентской ассамблеи организации. Это разные вещи. Мы открыты для сотрудничества со всеми странами, в том числе и с Афганистаном. Но сегодня наша главная задача на афганском треке  - это оказать содействие руководству этого государства в обеспечении стабильности, подготовки кадров, укреплении силовых структур. И такая работа ведётся. Но говорить о том, что через какое-то время ИРА станет членом ОДКБ, я не могу, потому что эту тему никогда и никто пока не обсуждал.

 

9.  Участие ОДКБ в вооружённых операциях против ИГИЛ.

Некоторые шаги в этом направлении предпринимаются. Это очень болезненная тема с далеко идущими последствиями для всех стран, поэтому, поверьте, мы ощущаем опасность нынешнего разворота дел. Мы действительно серьёзно этим озабочены.

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1361   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная