POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Российско-кыргызский фонд развития: «Для работы напрямую мы отобрали уже 8 заявок, но кредитный портфель ещё не сформирован»

26.08.2015 15:00 - Polit.kg
Российско-кыргызский фонд развития: «Для работы напрямую мы отобрали уже 8 заявок, но кредитный портфель ещё не сформирован»

19 августа на прошедшей в Кыргызско-Российском Славянском университете конференции «Стратегическая эффективность использования средств Российско-Кыргызского Фонда развития» выступил заместитель председателя Правления РКФР Владимир Некрасов. Представляем вашему вниманию озвученное им:

Видимо, моё назначение связано с той негативной историей, которая была у Кыргызстана, когда Российская Федерация выделила значительные финансовые ресурсы и они, скажем мягко, неэффективно использовались. Было принято решение изменить подход к оказанию поддержки Кыргызстану. Российско-кыргызский фонд развития — структура не подведомственная ни правительству КР, ни правительству РФ. Это международная организация, которая по уставу не может руководствоваться правительственными указаниями и действует исключительно в соответствии с направлением своей миссии.

Итак в прошлом имел место негативный опыт, когда 500 млн. долларов, что выделяла Россия, просто потерялись. Позже отношения КР и РФ начали восстанавливаться, этот долг был списан. Встала задача оказания поддержки Кыргызстану в виду вступления в Таможенный союз — для адаптации экономики КР к новым условиям ведения хозяйственной деятельности. Кыргызстан отдаёт часть своего суверенитета в части внешнеэкономической деятельности наднациональному органу — Евразийской экономической комиссии. Изменился импортный таможенный тариф, требования нетарифного контроля. Теперь в условиях «большой семьи» Кыргызстану нужно найти свою нишу: что он будет производить в новых условиях, когда открывается более чем 150-миллионный рынок? Некогда потерянные контакты с Россией, близость Китайской Народной Республики, недостаток достоверной информации об экономике Казахстана, - всё это в своё время сместило фокус киргизского бизнеса на выстраивание контактов с Китаем. Но сегодня рынок будет переориентироваться. Появляются возможности, связанные с отменой таможенного контроля и введением импортного таможенного тарифа, которые могут помочь Кыргызстану модернизироваться. Но надо найти точки роста. Идея фонда состояла в том, чтобы вывести Кыргызстан из зависимого положения и сделать всё, чтобы он сам начал зарабатывать. Это стержень нашей работы. Миссия - «развитие сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в целях модернизации и развития экономики КР в условиях евразийской экономической интеграции».

Фонд имеет двухуровневую систему управления. Высший уровень - совет фонда. Его возглавляют не освобождённые от своих должностей лица: со стороны РФ — зам. министра финансов С. Сторчак, зам. министра экономразвития А. Лихачёв и директор департамента «Внешэкономбанка» (государсвенный банк развития) Д. Алгульян, а со стороны КР — министр экономики О. Панкратов и министр финансов А. Касымалиев. Совет фонда собирается не реже двух раз в год и принимает базовые документы. Постоянным же исполнительным органом является Правление фонда. Тут обратная конструкция: три кыргызстанца и два россиянина. Таким образом обеспечен контроль и прозрачность в деятельности фонда. Возглавляет Правление Нурсулу Ахметова, там же - два представителя финансового сектора: А. Айбалаев и Б. Курманбеков. От РФ же — ваш покорный слуга и представитель «Внешэкономбанка» О. Кудяков.

Штат у фонда небольшой — всего тридцать человек. С этим, а также с нашим нежеланием конкурировать с местными коммерческими банками, связано то, что мы берёмся за прямое финансирования заявок стоимостью только от 3 млн. долларов США и выше (до 25 млн.). Сами понимаете, с таким штатом невозможно работать с большим количеством клиентов — необходимо проверять достоверность информации и обеспечивать возвратность средств. Мы называемся фондом, но по сути представляем собой банк развития. Поэтому наши требования ничем не отличаются от требований других финансово-кредитных учреждений. Проекты, которые мы финансируем, должны быть связаны только с модернизацией экономики КР. Мы не финансируем «оборотку». Приоритетные сектора: сельское хозяйство, лёгкая промышленность, горнодобывающий сектор, транспорт, инфраструктура, жилищное строительство и торговля. Правление принимает решения по инвестиционным заявкам до 10 млн. долларов, Совет — свыше 10 млн. В ближайшее время мы запускаем программу финансирования малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что большая часть уже поступивших к нам заявок имеет стоимость в среднем от 800 тыс. до 1 млн. Тех заявок, с которыми мы будем работать непосредственно, пока только восемь. Они были отобраны исходя из перечисленных параметров. Чтобы коммерческие банки не зарабатывали на бизнесменах и наших дешёвых средствах, мы предусмотрели предел максимальной маржинальности — 500 базисных пунктов: если со стороны банков последуют нарушения, мы будем применять санкции в виде отзыва кредита, увеличения в два раза процентной ставки и т. д. На первом этапе этот пилотный проект мы запустим в сотрудничестве с двумя государственными банками КР, «РСК-банком» и «Айыл-банком». Это сделано потому, что финансовый сектор в КР не настолько силён, чтобы соответствовать жёстким требованиям финансового регулятора. Государственные банки для нас — это такая комфортная, безрисковая зона. Предельная ставка, которая будет иметь место, - 12% в национальной валюте. Вопрос по хеджированию валютных рисков мы специально отрабатывали с Национальным банком КР и в итоге дали бизнесу возможность кредитоваться в сомах. Безусловно, кто-то будет установленной нами ставкой недоволен, но на самом деле о ней сегодня можно только мечтать: при ней можно заработать, даже если ничего не делать  (впрочем, это, ещё раз повторюсь, исключено). 

 

Вопрос: Общая стоимость поступивших к вам 114 заявок - почти миллиард долларов. Есть ли там? Есть ли там действительно крупные большие государственные и международные проекты, которые смогут принести пользу всему ЕАЭС? Как насчёт высоких технологий и сотрудничества с крупными международными корпорациями?

Кредитного портфеля как такового у нас пока ещё нет. Большинство заявок не прошли по стоимости. Были также идеи, которые просто не были надлежащим образом оформлены, - их мы тоже отсеяли, потому что не можем рисковать. Нужно полное технико-экономическое обоснование, все расчёты, вся информация о кредитополучателе. А приходят заявки на двух-пяти листочках. Надо понимать, что мы работаем на условиях срочности и прозрачности и просто так деньги не раздаём. Бизнес должен обучаться составлению всех нужных документов. Из восьми отобранных проектов четыре относятся к сельскому хозяйству, один — к горнорудной сфере и три — к легпрому. Заявители — известные на рынке Кыргызстана компании, которые могут своей историей подтвердить возвратность кредитов. Ничего особенно масштабного там нет. Проектами в масштабе Евразийского экономического союза занимается Евразийский банк развития. Мы не уполномочены решать что-то за государства. Если бы Министерство экономики КР пересмотрело свои программы развития в связи с образовавшимся окном возможностей, это, конечно, пошло бы на пользу КР. Придёт к нам заявка какого-нибудь стратегического плана — мы её рассмотрим. Но делать проекты за кого-то мы не можем.

 

Вопрос: Как насчёт рисков, связанных с распылением средств, их перетоком в банковский сектор?

Мы не собираемся фондировать коммерческие банки. Наше сотрудничество с ними будет ограничиваться лишь целевым финансированием. Мы должны следить, на что пошли средства.  Распыления средств тоже не будет, так как мы будем финансировать проекты только в реальном секторе экономики. Ещё один важный момент: для нас не важно, компания из какой страны подаёт заявку — важно, чтобы эта компания была резидентом КР. Пусть регистрируются здесь и платят налоги в бюджет Кыргызской Республики.

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1337   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная