POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Новая региональная политика в Кыргызстане должна быть основана на экономической специализации городов»

30.10.2015 09:19 - Polit.kg
«Новая региональная политика в Кыргызстане должна быть основана на  экономической специализации городов»Такое мнение высказал исполняющий обязанности вице-премьер-министра Кыргызской Республики Валерий Диль во время выступления на Международной конференции «Стратегия устойчивого развития экономики в условиях глобализации.

 

Валерий Диль:

«Свыше 90% территории Кыргызстана занимают горы, где жизнедеятельность и экономическая активность людей затруднены. Страна в условиях функционирования рыночной экономики вынуждена решать вопросы расселения людей и размещения производств, в основном на оставшихся 10 процентах своей территории. Существует ряд проблем, способствующих неравномерному развитию регионов. Однако либеральный подход к экономическому развитию страны и отсутствие четкой и сбалансированной региональной политики в течение 20 лет, не привели к пропорциональному развитию регионов. Поэтому в настоящее время происходит «выпадение» отдельных городов и территорий из экономической системы страны.

 

В настоящее время диспропорция в развитии регионов принимает угрожающие масштабы. Наблюдается существенная дифференциация по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения между регионами. Так, к примеру, сегодня разница между ВРП Бишкека и Ошской областью составляет около 6 раз, Баткенской – около 4,5 раз. Это дает основание считать, что экономически люди проживают в разных странах.

Вместе с тем, в одни регионы направлялись инвестиции, в другие нет, одни регионы стали перенаселенными, другие – оголены, произошло смещение направлений внутренней миграции в сторону Бишкека, и возросла маятниковая миграция. В дополнении, ситуация в регионах усугубляется снижением экономической активности в моногородах, которые появились на базе месторождений минерального сырья и градообразующих предприятий, таких как Сулюкта, Кок-Жангак, Мин-Куш, Кара-Балта и Каджи-Сай.

Еще одной проблемой регионального развития является то, что из общего числа сельских управ лишь 14% (или 66 сельских управ) являются недотационными. Остальные 86 % (или 393) – это дотационные сельские управы, которые формируют лишь 55% доходов.

Наряду с этим, с момента обретения независимости Правительством страны неоднократно предпринимались шаги по разработке и проведению эффективной государственной региональной политики.

Однако проведенный анализ принятых документов и программ показал, что в Кыргызстане стало традицией в рамках подходов в развитии регионов формировать для их реализации не менее десятка региональных приоритетов при отсутствии реальных источников финансирования для их продвижения. Это привело к тому, что прежние стратегии и программы, разработанные без учёта рыночных принципов, заведомо стали неосуществимыми.

Есть несколько основных причин, по которым эти документы не были доведены до логического завершения и не были успешно реализованы. В частности речь идет о декларативности этих программ, оторванности от ключевых современных принципов рыночной экономики, основанных на конкурентных преимуществах и специализации того или иного региона, «распылении» дотационных бюджетных средств в условиях их ограниченности и низкий уровень координации внешней помощи на цели регионального развития.

Международный опыт показывает, что устойчивое развитие страны обеспечивается только тогда, когда она имеет сбалансированную, системную региональную политику. Вместе с тем, ни одна существующая модель не может быть механически перенесена в Кыргызскую Республику в силу того, что каждое государство имеет свои специфические особенности.

В связи с этим назрела необходимость перехода к созданию и реализации модели, основанной на развитии определенных городов  - «точек роста», которые станут «локомотивом» и соберут вокруг себя предприятия по своей специализации.

В качестве ключевых моментов этой модели необходимо выделить:

Во-первых, необходимо развивать опорные города – «точки роста», которые могли бы взять часть социально-экономической нагрузки на столицу и удерживать вокруг себя трудовые ресурсы. Выделить от 5 до 10, опорных городов, которые могли бы стать локомотивами развития для окрестных территорий (на первом этапе ими могли бы стать города Ош, Каракол, Баткен, Талас, Нарын).

Во-вторых, сконцентрировать бюджетные средств в условиях их ограниченности и осуществлять капитальные вложения в инфраструктуру (дороги, производственные мощности, объекты здравоохранения  и образования) «опорных городов» не распыляя их;

В-третьих, пересмотреть налоговую политику в пользу региона.  На сегодняшний день налоговая политика не создает стимулы для самостоятельного развития региона, с одной стороны - из-за перекоса в пользу «центра» при расщеплении общереспубликанских налогов (около 70 % сбора налогов приходится на город Бишкек), с другой – выравнивающие гранты поощряют иждивенческое поведение органов местной власти и местного населения.

В-четвертых, необходимо расширения возможностей кредитования и доступа к финансовым ресурсам на селе для развития малого и среднего бизнеса. Источником длинных и доступных кредитов могут и должны служить ресурсы Фондов развития регионов и Кыргызско-Российского фонда развития.

В-пятых, повысить уровень координации внешней помощи на цели регионального развития и перейти на целевую направленность средств партнеров по развитию (АБР, ПРООН, Всемирный Банк)  на конкретные  проекты в опорных городах.

В-шестых, новая региональная политика должна быть основана на  экономической специализации городов – «точек роста». Исходя из географических и природно-климатических  условий, необходимо определить специализацию, кластерное развитие и государственное стимулирование развития выбранного направления. При этом в зависимости от избыточности или нехватки  трудовых ресурсов, следует содействовать развитию трудоемких или иных производств.

В-седьмых, новая региональная политика должна обеспечить тесную экономическую связанность двух частей страны.

В-восьмых, требуется кардинальный пересмотр существующих подходов развития областей с учетом настоящих и будущих вызовов и вхождения в Евразийский экономический союз, начатые проекты и меры необходимо завершить.

Намечаемые действия должны служить ориентиром для предпринимательского сектора, в том числе внешних инвесторов, при разработке и реализации своих текущих планов и долгосрочных стратегий развития».

 

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства КР

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1164   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная