POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 21 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Новая региональная политика в Кыргызстане должна быть основана на экономической специализации городов»

30.10.2015 09:19 - Polit.kg
«Новая региональная политика в Кыргызстане должна быть основана на  экономической специализации городов»Такое мнение высказал исполняющий обязанности вице-премьер-министра Кыргызской Республики Валерий Диль во время выступления на Международной конференции «Стратегия устойчивого развития экономики в условиях глобализации.

 

Валерий Диль:

«Свыше 90% территории Кыргызстана занимают горы, где жизнедеятельность и экономическая активность людей затруднены. Страна в условиях функционирования рыночной экономики вынуждена решать вопросы расселения людей и размещения производств, в основном на оставшихся 10 процентах своей территории. Существует ряд проблем, способствующих неравномерному развитию регионов. Однако либеральный подход к экономическому развитию страны и отсутствие четкой и сбалансированной региональной политики в течение 20 лет, не привели к пропорциональному развитию регионов. Поэтому в настоящее время происходит «выпадение» отдельных городов и территорий из экономической системы страны.

 

В настоящее время диспропорция в развитии регионов принимает угрожающие масштабы. Наблюдается существенная дифференциация по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения между регионами. Так, к примеру, сегодня разница между ВРП Бишкека и Ошской областью составляет около 6 раз, Баткенской – около 4,5 раз. Это дает основание считать, что экономически люди проживают в разных странах.

Вместе с тем, в одни регионы направлялись инвестиции, в другие нет, одни регионы стали перенаселенными, другие – оголены, произошло смещение направлений внутренней миграции в сторону Бишкека, и возросла маятниковая миграция. В дополнении, ситуация в регионах усугубляется снижением экономической активности в моногородах, которые появились на базе месторождений минерального сырья и градообразующих предприятий, таких как Сулюкта, Кок-Жангак, Мин-Куш, Кара-Балта и Каджи-Сай.

Еще одной проблемой регионального развития является то, что из общего числа сельских управ лишь 14% (или 66 сельских управ) являются недотационными. Остальные 86 % (или 393) – это дотационные сельские управы, которые формируют лишь 55% доходов.

Наряду с этим, с момента обретения независимости Правительством страны неоднократно предпринимались шаги по разработке и проведению эффективной государственной региональной политики.

Однако проведенный анализ принятых документов и программ показал, что в Кыргызстане стало традицией в рамках подходов в развитии регионов формировать для их реализации не менее десятка региональных приоритетов при отсутствии реальных источников финансирования для их продвижения. Это привело к тому, что прежние стратегии и программы, разработанные без учёта рыночных принципов, заведомо стали неосуществимыми.

Есть несколько основных причин, по которым эти документы не были доведены до логического завершения и не были успешно реализованы. В частности речь идет о декларативности этих программ, оторванности от ключевых современных принципов рыночной экономики, основанных на конкурентных преимуществах и специализации того или иного региона, «распылении» дотационных бюджетных средств в условиях их ограниченности и низкий уровень координации внешней помощи на цели регионального развития.

Международный опыт показывает, что устойчивое развитие страны обеспечивается только тогда, когда она имеет сбалансированную, системную региональную политику. Вместе с тем, ни одна существующая модель не может быть механически перенесена в Кыргызскую Республику в силу того, что каждое государство имеет свои специфические особенности.

В связи с этим назрела необходимость перехода к созданию и реализации модели, основанной на развитии определенных городов  - «точек роста», которые станут «локомотивом» и соберут вокруг себя предприятия по своей специализации.

В качестве ключевых моментов этой модели необходимо выделить:

Во-первых, необходимо развивать опорные города – «точки роста», которые могли бы взять часть социально-экономической нагрузки на столицу и удерживать вокруг себя трудовые ресурсы. Выделить от 5 до 10, опорных городов, которые могли бы стать локомотивами развития для окрестных территорий (на первом этапе ими могли бы стать города Ош, Каракол, Баткен, Талас, Нарын).

Во-вторых, сконцентрировать бюджетные средств в условиях их ограниченности и осуществлять капитальные вложения в инфраструктуру (дороги, производственные мощности, объекты здравоохранения  и образования) «опорных городов» не распыляя их;

В-третьих, пересмотреть налоговую политику в пользу региона.  На сегодняшний день налоговая политика не создает стимулы для самостоятельного развития региона, с одной стороны - из-за перекоса в пользу «центра» при расщеплении общереспубликанских налогов (около 70 % сбора налогов приходится на город Бишкек), с другой – выравнивающие гранты поощряют иждивенческое поведение органов местной власти и местного населения.

В-четвертых, необходимо расширения возможностей кредитования и доступа к финансовым ресурсам на селе для развития малого и среднего бизнеса. Источником длинных и доступных кредитов могут и должны служить ресурсы Фондов развития регионов и Кыргызско-Российского фонда развития.

В-пятых, повысить уровень координации внешней помощи на цели регионального развития и перейти на целевую направленность средств партнеров по развитию (АБР, ПРООН, Всемирный Банк)  на конкретные  проекты в опорных городах.

В-шестых, новая региональная политика должна быть основана на  экономической специализации городов – «точек роста». Исходя из географических и природно-климатических  условий, необходимо определить специализацию, кластерное развитие и государственное стимулирование развития выбранного направления. При этом в зависимости от избыточности или нехватки  трудовых ресурсов, следует содействовать развитию трудоемких или иных производств.

В-седьмых, новая региональная политика должна обеспечить тесную экономическую связанность двух частей страны.

В-восьмых, требуется кардинальный пересмотр существующих подходов развития областей с учетом настоящих и будущих вызовов и вхождения в Евразийский экономический союз, начатые проекты и меры необходимо завершить.

Намечаемые действия должны служить ориентиром для предпринимательского сектора, в том числе внешних инвесторов, при разработке и реализации своих текущих планов и долгосрочных стратегий развития».

 

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства КР

 

Версия для печати   |   Просмотров: 919   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты