POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Новая региональная политика в Кыргызстане должна быть основана на экономической специализации городов»

30.10.2015 09:19 - Polit.kg
«Новая региональная политика в Кыргызстане должна быть основана на  экономической специализации городов»Такое мнение высказал исполняющий обязанности вице-премьер-министра Кыргызской Республики Валерий Диль во время выступления на Международной конференции «Стратегия устойчивого развития экономики в условиях глобализации.

 

Валерий Диль:

«Свыше 90% территории Кыргызстана занимают горы, где жизнедеятельность и экономическая активность людей затруднены. Страна в условиях функционирования рыночной экономики вынуждена решать вопросы расселения людей и размещения производств, в основном на оставшихся 10 процентах своей территории. Существует ряд проблем, способствующих неравномерному развитию регионов. Однако либеральный подход к экономическому развитию страны и отсутствие четкой и сбалансированной региональной политики в течение 20 лет, не привели к пропорциональному развитию регионов. Поэтому в настоящее время происходит «выпадение» отдельных городов и территорий из экономической системы страны.

 

В настоящее время диспропорция в развитии регионов принимает угрожающие масштабы. Наблюдается существенная дифференциация по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения между регионами. Так, к примеру, сегодня разница между ВРП Бишкека и Ошской областью составляет около 6 раз, Баткенской – около 4,5 раз. Это дает основание считать, что экономически люди проживают в разных странах.

Вместе с тем, в одни регионы направлялись инвестиции, в другие нет, одни регионы стали перенаселенными, другие – оголены, произошло смещение направлений внутренней миграции в сторону Бишкека, и возросла маятниковая миграция. В дополнении, ситуация в регионах усугубляется снижением экономической активности в моногородах, которые появились на базе месторождений минерального сырья и градообразующих предприятий, таких как Сулюкта, Кок-Жангак, Мин-Куш, Кара-Балта и Каджи-Сай.

Еще одной проблемой регионального развития является то, что из общего числа сельских управ лишь 14% (или 66 сельских управ) являются недотационными. Остальные 86 % (или 393) – это дотационные сельские управы, которые формируют лишь 55% доходов.

Наряду с этим, с момента обретения независимости Правительством страны неоднократно предпринимались шаги по разработке и проведению эффективной государственной региональной политики.

Однако проведенный анализ принятых документов и программ показал, что в Кыргызстане стало традицией в рамках подходов в развитии регионов формировать для их реализации не менее десятка региональных приоритетов при отсутствии реальных источников финансирования для их продвижения. Это привело к тому, что прежние стратегии и программы, разработанные без учёта рыночных принципов, заведомо стали неосуществимыми.

Есть несколько основных причин, по которым эти документы не были доведены до логического завершения и не были успешно реализованы. В частности речь идет о декларативности этих программ, оторванности от ключевых современных принципов рыночной экономики, основанных на конкурентных преимуществах и специализации того или иного региона, «распылении» дотационных бюджетных средств в условиях их ограниченности и низкий уровень координации внешней помощи на цели регионального развития.

Международный опыт показывает, что устойчивое развитие страны обеспечивается только тогда, когда она имеет сбалансированную, системную региональную политику. Вместе с тем, ни одна существующая модель не может быть механически перенесена в Кыргызскую Республику в силу того, что каждое государство имеет свои специфические особенности.

В связи с этим назрела необходимость перехода к созданию и реализации модели, основанной на развитии определенных городов  - «точек роста», которые станут «локомотивом» и соберут вокруг себя предприятия по своей специализации.

В качестве ключевых моментов этой модели необходимо выделить:

Во-первых, необходимо развивать опорные города – «точки роста», которые могли бы взять часть социально-экономической нагрузки на столицу и удерживать вокруг себя трудовые ресурсы. Выделить от 5 до 10, опорных городов, которые могли бы стать локомотивами развития для окрестных территорий (на первом этапе ими могли бы стать города Ош, Каракол, Баткен, Талас, Нарын).

Во-вторых, сконцентрировать бюджетные средств в условиях их ограниченности и осуществлять капитальные вложения в инфраструктуру (дороги, производственные мощности, объекты здравоохранения  и образования) «опорных городов» не распыляя их;

В-третьих, пересмотреть налоговую политику в пользу региона.  На сегодняшний день налоговая политика не создает стимулы для самостоятельного развития региона, с одной стороны - из-за перекоса в пользу «центра» при расщеплении общереспубликанских налогов (около 70 % сбора налогов приходится на город Бишкек), с другой – выравнивающие гранты поощряют иждивенческое поведение органов местной власти и местного населения.

В-четвертых, необходимо расширения возможностей кредитования и доступа к финансовым ресурсам на селе для развития малого и среднего бизнеса. Источником длинных и доступных кредитов могут и должны служить ресурсы Фондов развития регионов и Кыргызско-Российского фонда развития.

В-пятых, повысить уровень координации внешней помощи на цели регионального развития и перейти на целевую направленность средств партнеров по развитию (АБР, ПРООН, Всемирный Банк)  на конкретные  проекты в опорных городах.

В-шестых, новая региональная политика должна быть основана на  экономической специализации городов – «точек роста». Исходя из географических и природно-климатических  условий, необходимо определить специализацию, кластерное развитие и государственное стимулирование развития выбранного направления. При этом в зависимости от избыточности или нехватки  трудовых ресурсов, следует содействовать развитию трудоемких или иных производств.

В-седьмых, новая региональная политика должна обеспечить тесную экономическую связанность двух частей страны.

В-восьмых, требуется кардинальный пересмотр существующих подходов развития областей с учетом настоящих и будущих вызовов и вхождения в Евразийский экономический союз, начатые проекты и меры необходимо завершить.

Намечаемые действия должны служить ориентиром для предпринимательского сектора, в том числе внешних инвесторов, при разработке и реализации своих текущих планов и долгосрочных стратегий развития».

 

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства КР

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1217   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная