POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Что такое радикальный ислам и как он относится к другим религиям?

30.03.2016 11:05 - Polit.kg

В гостях у POLIT.KG Мыктыбек Арстанбек, известный общественный и религиозный деятель Кыргызстана.

- Что такое радикальный ислам в вашем понимании, и чем он отличается от ислама нерадикального?

- Ислам, как любое мировоззрение един, един во всем. Только каждый смотрит на него по-разному и каждый видит то, что хочет видеть. Кто-то хочет видеть ислам политический, кто-то как обрядовый, кто-то как идеологическую площадку. Ислам – это система, которая дана Творцом человеку для организации его жизнедеятельности. Человек – это не продукт эволюции, мы созданы в утробе матери Создателем. И Создатель дает человеку матрицу – как ему жить на этой земле. Вот эта матрица и есть Религия. Она менялась от сотворения земли и называлась по-разному: был иудаизм, потом христианство, и вот последняя религия – Ислам. И человек должен формировать при помощи религии свою ценностную оболочку, поскольку является социальным по своей сути. Что делает человека Человеком? Его ценности. В религии 5 основных ценностей: это разум человека, его достижения, его будущее поколение, его честь, его религиозная жизнь. Эти ценности и нужно оберегать. Если что-то выпадает из его жизни – начинается деградация человека. Поэтому религия и учит, что есть плохо – харам,  и что есть хорошо? Харам – это не просто свод запретов, но это и есть забота о ценностях человека. К примеру, мужчина женится на мужчине – это что? Это противоестественно, потому и является харам. И религия этими запретами держит крепость общества.

Вот теперь что такое радикализм? Политизация религии и приводит к радикализму. Есть три основных понятийных категорий: человек, его жизнь, и все то, что обеспечивает его жизнь. Философия объясняет, кто такой человек, что есть его жизнь, и что окружает его жизнь? Миропонимание основывается на науке, на практике. Другой источник информации – это божественное начало и человека, и его жизни, и всего того, что его окружает. Творец через своих пророков объясняет все. Но религия не основана на науке, не основана на практике. Философское мировоззрение – продукт человеческого мышления, религиозное мировоззрение – продукт божественной информации. Между ними конфликт. Основной вопрос философии: что первично – дух, или материя, есть бог или нет бога?

Радикализм – это то, что не нравится философии. С точки зрения религии, то, что ей не нравится тоже считается радикализмом. Сегодня что такое религиозный экстремизм? Это то, что не нравится демократии. Это разные мировоззрения. Если демократия считает, что женщина и мужчина равноправны, то ислам говорит: нет, они не равноправны. Они суть разные. Чтобы быть равноправными, мужчина тоже должен рожать. Но этого не происходит. Женщина не может быть счастлива так же, как мужчина, у нее своя природа, свое понимание счастья. Но ислам говорит, что должна быть справедливость: и мужчина должен быть счастлив как мужчина, и женщина – как женщина. Демократия с позиций светского понимания это называет радикализмом.

- А нет ли в таком понимании справедливости мужского деспотизма, эгоизма?

- Что мы посадили женщин за дувалы, надели на нее паранджу? Но одежда – естественная оболочка женщины, одежда ее защищает от мужской вожделенности и стресса.   И таких моментов очень много. Вот гомосексуализм это что? С точки зрения религии это радикализм! А забивание камнями проститутки – это тоже радикализм с точки зрения демократии. Вот вопрос  только в том, с какой стороны смотреть на те или иные явления нашей жизни.  

Ислам учит любить людей. Всех. И все сотворенное Господом мы обязаны любить. Но есть одно «Но». Любить – это не означает соглашаться со всем. Утверждать Истину – это совсем другое. Я могу любить христианина как человека, как творение Бога, но при этом я могу не соглашаться с его мировоззрением, я могу предложить ему альтернативное мировоззрение. Так же и христианин обязан любить, к примеру, буддиста, хотя это совершенно разные доктрины. Но это вовсе не означает, что он должен соглашаться с его видением мира. И это не означает, что мы должны воевать!

- Но именно это несогласие с мировоззрением других людей и порождает конфликты! Как разрешать это противоречие, если человек выбрал не те ценности, которые, скажем, дороги исламу?

-     Ничего страшного. Мы уважаем выбор каждого человека и должны с ним считаться. Именно поэтому во всей истории ислама христианство процветает. Ислам гарантирует спокойствие и верующим, и неверующим.

В чем суть демократии? В народовластии. Народ через своих представителей во власти устанавливает такие законы, которые ему нравятся. Демократия по своей сути компромиссная система, и она не ориентирована на  духовность, она ориентирована на рынок. Демократия обслуживает рынок, ее главная ценность – капитал. Все остальное ей не важно.  Все дозволено. Лишь бы не страдал капитал, рынок.

Суть ислама в поклонении Творцу. Это жизнь по Его законам. Да, в исламе есть место рынку, но он не главное в этом мировоззрении. Но когда ислам начинает мешать рынку, демократия называет это радикализмом. И совершенно забывают о свободе слова, свободе передвижения, свободе вероисповедания и прочих свободах. Таким образом, все эти свободы лишь фикция. Если свобода слова мешает рынку и капиталу, ее просто запрещают.

- Вы утверждаете, что мирное сосуществование демократии с исламом – временное явление?

- Да. Народы должны будут определиться: или строить светское государство, или религиозное с опорой на традиции и обычаи, или чисто религиозное. Почему-то в качестве чисто исламского государства нам приводят в пример Афганистан, а не высокоразвитые арабские султанаты. Уже четверть века наш народ не может думать о развитии. Почему? Человек начинает думать о развитии тогда, когда он спокоен. А у нас нет спокойствия. Люди даже не могут сформулировать ответ: что такое развитие? Демократия показывает экономический рост как развитие, но на самом деле это всего лишь чисто экономическая категория, которая не предполагает развития человека, общества. О каком развитии можно говорить, если человек становится волком, рвачем, рушит и губит все подряд?

- С этим трудно не согласиться. Вроде мы все стали богаче, чем 20-30 лет назад. Но при этом видно, как упал уровень образования и образованности людей. Мы обкрадываем себя нравственно и духовно…

- Мы убиваем себя, свое будущее, своих детей!   Кыргызстан мог бы быть гораздо сильнее, взяв в помощники ислам.

- Мыктыбек, вы хорошо говорите об исламе. Но что  же такое ИГИЛ, другие экстремистские религиозные течения? Сегодня люди не видят разницы между экстремизмом и радикализмом.

- Ислам меня научил не говорить о том, чего не знаю. Информация слишком однобокая. Я могу ошибаться, но полагаю, что все это политический проект, это не то государство, которое должно быть у мусульман.

Хизб-ут-Тахрир я знаю. Это обыкновенная политическая партия, такая же, как коммунистическая, у которой есть платформа, программа. Разница только в платформе и программе. Эта международная политическая партия, ставящая своей целью построение мирового халифата. Она на легальном положении более чем в 70-ти государствах. Во многих странах даже заседают в парламентах. Но в странах Средней Азии эта партия запрещена. Эта партия очень опасна для демократических государств. Это говорит о том, что демократическая мысль боится выходить на поединок с политической мыслью ислама. Практика всегда проигрывает перед божественным началом.

- Может ли современное светское государство вести равноценный диалог с духовенством?

- Конечно. Счастье человека – вот основа для диалога. Чистый ислам – это и есть счастье человека. Договорятся, очень хорошо. Не знаю, насколько долго продлится мирный диалог. Может, столетия. Все зависит от мудрости людей.

- Какова религиозная ситуация в Кыргызстане? Насколько сильны те или иные религиозные традиции и организации, мировоззрения и заблуждения?

- Я скажу так: Бог бережет Кыргызстан. У нас шикарная свобода и при этом нет радикализации. Я думаю, что есть силы, которые так хотят видеть религиозный радикализм в Кыргызстане, но никак не находят его. Это подарок Бога нашей власти, что мусульмане не радикализируются в нашей стране. И власть должна этим положением воспользоваться, она должна найти ту модель, которая выстроит отношения между властью и протестным слоем населения.

Как-то я полемизировал с одним законотворцем из Жогорку кенеша по вопросу закона о религии и спросил, считает ли этот закон, что Бог есть? Такой вот простой вопрос. Что есть религия: продукт божественный, или человеческой мысли? Он долго думал и все же сказал, что религия – интеллектуальный продукт человечества. Я ответил: твой закон о религии работать не будет. Потому, что верующая часть населения так не думает, она считает, что религия от Бога. И если хочешь, чтобы твой закон работал, ты должен создать такой закон, который признавал бы, что религия – от Бога. И только тогда можно будет построить добрые отношения между государством и верующими. Таким образом, пока такие отношения в Кыргызстане так и не построены. Религиозным фактором пользуются на выборах, что-то пытаются предпринять против сектантства, но особых достижений нет.

- Насколько в Кыргызстане сильно влияние турецкой модели ислама? Многие именно ее ставят в пример…

- Я не скажу, что влияние турецкой модели сильно.  Многим импонирует ислам по-турецки, но это разные вещи. Да, мы любим носить галстуки, любим автомобили, любим светские одежды и прочие блага цивилизации. Но мы должны четко отличать религиозное влияние, которое не тормозит прогресс, но способствует прогрессу. Турецкий опыт мобилизует ислам  для развития общества.

- Но сегодня в самой Турции масса проблем, и в самой Турции не все согласны с таким курсом на исламизацию, какой проводят нынешние власти. Тем более, если учесть террористические атаки, которые все чаще наносят как раз те силы, которые называют себя исламскими!

- Наверное, так и должно было случиться. Люди часто убивали своих пророков. Всегда находятся силы, которым что-то не нравится, и они начинают «раскачивать лодку». В этом суть испытания, как мы к этому отнесемся…

- И как мы должны к этому относиться?

- Мы не должны допускать ничего подобного. Бог нам даровал такой менталитет – мы не кровожадный народ. Мы можем безболезненный переход совершить, через диалог к исламской модели. При этом внешне не будет никаких изменений, мы должны менять по своему отношению к Богу.

- Как при этом должны выстраиваться отношения с другими религиозными конфессиями и течениями?

- Гораздо лучше, чем выстраиваются сейчас. Потому что ислам учит любить людей, будь они христианами, иудеями.

- Повторяю, сегодня многие боятся ислама, потому что в мире творятся многие  страшные вещи под его именем. Как вернуть исламу его имидж?

- Хороший вопрос. Что сегодня портит демократию? То, что на самом деле нет свободы слова. Я не говорю о цензуре или каких-то запретах. У нас идет подмена понятий. Я рассматриваю свободу слова как полную информацию обо всем, в том числе и об исламе. Только после полной информации об исламе люди могут определиться, в каком обществе им жить? А мы сегодня об исламе ничего не говорим, ничего не объясняем, а только ругаем. Мы уже столько лет бьемся, чтобы наладить  преподавание не ислама, а религии, нужно дать человеку веру. А потом сам человек пусть решает, какому богу молиться? Кто захочет быть христианином – пусть будет, кто хочет быть мусульманином – пусть будет. Но нет полной информации, нет выбора.

- Как в таком случае вы оцениваете работу нашего Духовного управления мусульман Кыргызстана? Как-то прошла информация, что уровень подготовки исламского духовенства невысок…

- А кто должен готовить?  Мы закрытая страна для религии. Свобода есть, но религиозной информации нет. Мы предлагали муфтияту организовать открытие у нас религиозной аспирантуры, чтобы у нас здесь была научная мысль. У нас нет ученых-исламоведов, нет научных лабораторий. Да, у нас есть теология, но она не означает духовенство.

-  Ваше мнение, насколько ислам открыт для трансформации, осовременивания?

- А технология приготовления плова сильно изменилась? Так и ислам. Он для человека. Ислам – это регламент поведения человека. В любых  исторических эпохах он не меняется. Я каждый день читаю Коран и понимаю, насколько он современен. Это мы отстаем от Корана. Мы настолько одичали, что не знаем элементарные вещи, элементарные рекомендации Творца.

- А на все ли вопросы можно ответить с позиций священной книги?

- Конечно. Бог на то и Бог. Он взял на себя организацию жизни человека. Вы думаете, он что-то недодал? Просто человек может сам что-то недопонимать.

- А могут ли нынешние священники помочь верующим правильно понять наставления Господа?

- Это зависит от многих факторов. Во-первых, это религиозная свобода самой среды. Сегодня это есть. Наш уровень понимания ислама сейчас как бы в пеленках, и сегодня уровень наших религиозных деятелей удовлетворяет религиозный спрос. Но пройдет время, и возникнут гораздо более серьезные вопросы, и вот смогут ли наши богословы тогда дать ответ?

- В России очень активно используют религиозные чувства верующих и в утверждении государственности, и в построении межнационального мира…

- Потому что там государственные мужи думают по государственному! Религия – один из основных факторов, которые движут человеком. Россия сегодня очень хорошо продвигает православие. Почему? Потому что и ислам признает православие.

- И исламу уделяется большое внимание. Посмотрите, какие великолепные мечети строятся в России!

- Да. Государство должно считаться с религией. У нас используют только электоральный ресурс, и на этом отношения с религией заканчиваются. Пока это устраивает. Но что будет завтра? Этот «мальчик» скоро вырастет и скажет, что хочет сам управлять государством. Что будем с ним делать? Поэтому давайте его сами будем воспитывать.

- Каковы сегодня связи между мусульманами Кыргызстана и России? На официальном уровне, бытовом?

- Я вижу связь только через наших мигрантов. Она больше стихийная. Насколько я знаю, наше духовенство считает весьма авторитетными и влиятельными российских коллег. Было бы очень желательно, чтобы российские духовные лидеры ислама обратили на нас внимание. Мы нуждаемся в более тесных связях. Мы даже в религиозной сфере нуждаемся в российской поддержке, и больше, чем в любой другой сфере. У нас все-таки единое культурное поле, мы их слушаем без всяких сомнений и подозрений. Так что мы могли бы интегрироваться и в духовном аспекте.

- Этот аспект остается недооцененным…

- Верно. Вы знаете, что остановило ошские события? Религия остановила. Это был единственный коридор, через который мы разговаривали с узбеками. И я, и ты – мы мусульмане. Так почему мы убиваем друг друга? И в какой-то момент мы поняли, что этих мусульман натравили друг на друга совсем не мусульмане…

- Аргументы не очень-то толерантные. Как будто убивать христиан позволительно? И не слишком ли просто объясняется война, как стравливание мусульман немусульманами? Да и опасно в наших условиях. Не окажутся ли крайними православные в такой ситуации? Тем более в 100-летнюю годовщину Восстания в Туркестанском крае.

- Нет, православные тут не при чем. Мы имеем в виду не этнические, а политические силы. Да, мы тоже опасаемся провокаций, приуроченных к событиям 1916 года. Опять идти на это поле и показывать свой мусульманский статус – это неблагодарная работа. Это страшная работа, и мне бы так не хотелось, чтобы что-то произошло. Но видим, что кто-то раскачивает лодку.

Беседовал Аркадий Гладилов.


Версия для печати   |   Просмотров: 937   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты