POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Причины и корни возникновения радикальных течений в исламе

20.04.2016 19:28 - Polit.kg

Сегодня гость POLIT.KG Бегижан Махмудович АХМЕДОВ,  известный эксперт по проблемам борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и вопросам обеспечения национальной безопасности. Ветеран-чекист. Историк по образованию,  автор более 200 статей и интервью в СМИ в т.ч. изданных за рубежом. Писатель, публицист, автор 4 книги о мыслителях, праведниках и ученых  Кыргызстана. Автор театральной пьесы и документального фильма об экстремистских организациях.  Является автором 22 научных исследований,  Государственной Программы по противодействию религиозному экстремизму в КР на 2004-2005 г.г., Законопроекта по внесению дополнений и изменений в ст.299 УК КР. Участник 35 международных и республиканских научных конференций и круглых столов.

-Бегижан Махмудович, так когда, где и при каких обстоятельствах тали зарождаться радикальные течения в исламе? В чем их духовная, религиозная суть? И какова доля политических наслоений?

-  В начале 20 столетия, до 1917 года в среде мусульман Средней Азии экстремизм практически отсутствовал. Не было внутриконфессиональных споров и конфликтов. Почему? Мусульмане изучали ислам и у них формировалось мировоззрение в изложении доктрины ислама по толкованию имама Матурудий.  Жизнь мусульманина регулируется шариатом –  сводом законов и правил, которые определяют: что запрещено, что разрешено, что между этими понятиями. «Шариат» в переводе с арабского языка означает «чистая, протоптанная тропа к воде». Как вода жизненно необходима для человека, так и правила шариата важны для его ума и души. Все человеческие поступки регулируются нормами шариата и делятся на пять категорий:

1.      обязательные – фард;

2.      рекомендуемые – мандуб;

3.      разрешенные – мубах;

4.      неодобряемые – макрух;

5.      запрещенные – харам.

В суннизме существуют четыре правовые школы-мазхабы: это Ханафи, основанный имамом Абу Ханифой, Малики – имамом Маликом, Шафий – имамом Шафием, и Ханбали – Ахмад Ханбалом.  

Исторически в Средней Азии шариат изучался и соблюдался по  мазхабу  Ханафия.  Наши мусульмане читали хадисы общепризнанных великих суннитских имамов – это имам аль-Бухари, имам ат-Термизи, имам Абу Даубу, имам Насаи, имам Муслим и другие. Изучение основ ислама, совершения молитв, соблюдение норм шариата осуществлялся из единых источников. Они одинаково совершали намаз, не было никаких противоречий в их обществе.

Мазхаб Ханафи считается самым лояльным мазхабом, который мусульманам разрешает очень многое. Если посмотреть на соотношение мусульман разных правовых школ, то 92 процента составляют ханафиты. Ханбалитов - всего 1,5 процента. Эта школа запрещает многое из того, что позволено ханафитам. Мазхаб Ханафи позволял мусульманам сочетать духовное-религиозное с мирским, потому и не было противоречий внутри и межконфессиональных конфликтов. И даже в советскую эпоху в условиях доминирования идеологии атеизма ислам  изучался и исповедовался  повсеместно, не смотря на все ограничения и притеснения со стороны государства.

Проблемы в среде мусульман Кыргызстана стали возникать с середины 80-х годов прошлого столетия с появлением первых ячеек ваххабизма. До 1985 года даже самого термина «ваххабизм» не было. В Центральной Азии ваххабизм возник сначала в  Таджикистане в 1975 году, куда он проник через Афганистан. Затем проник в Узбекистан, далее - в Кыргызстан, затем транзитом через  Кыргызстан распространился на Казахстане и далее в России. Эти радикальные течения шли как наркотрафик – по тем же маршрутам. Я детально изучал эволюцию радикальных течений и маршруты проникновения радикальных религиозных течений и удивлялся их стабильности.

В начале 90-х годов появились первые ячейки экстремистской организации «Хиб-ут-Тахрир аль исламия», других экстремистских организаций в Кыргызстане не было. С появлением ваххабитов начался разлад в мечетях: некогда единая мусульманская умма (община) разделилась на спорящие меж собой группировки. Началось разночтение среди мусульман: как молиться, как держать руки, ноги при намазе, следует не произносить слово «Аминь» вслух, читать Коран по усопшим и т.д.. Ваххабиты начали утверждать, что в Средней Азии не правильно понимали и исповедовали ислам. Вот тогда и пошли первые конфликты во время совершения намаза. Возник модный тренд быть ваххабитом и отличаться от остальных. Были годы, когда они чувствовали и вели себя надменно как «обладатели истины, образованные, стоящие на ступень выше в понимании истинного ислама». В мечетях происходили словесные перепалки и споры. Старое поколение защищали своих предков от тезиса ваххабитов, что якобы они тоже шли по ошибочному пути. После чего сторонники традиционного понимания ислама и следования мазхабу Ханафия стали выдавливать из мечетей сторонников ваххабизма. Сначала ваххабиты собирались по домам, образуя домашние ячейки. Со временем их число росло.

- Так в чем была опасность ваххабизма? Только в том, что они иначе молились?

- Центральная часть, стержень ислама – это «Тавхид» - концепция единобожия.  Еще в 18 веке в мире среди отдельных богословов появились опасения, что исламу грозит распад, что люди перестали понимать ислам, и возникли идеи реформирования веры. Тогда и появились толкования об истинном мусульманстве и кяфиризме, а объявление кяфиром  было равносильно смертному приговору. В действиях и методах борьбы ИГИЛ  очень много как раз тех форм борьбы с неверными, когда убивают всех, кто не признает именно такое понимание ислама. В чем опасность ваххабитов? Я бы их назвал нео-ваххабитами, потому что они все-таки отличаются от тех, кто жил 200 лет тому назад. Угроза состоит в том, что они начинают объявлять носителей традиционного ислама еретиками. Поэтому многие видные деятели ислама прошлого века  уже тогда подвергали критике эти новые опасные тенденции и учения. И если ваххабизм в конце прошлого века представлял собой только небольшие группы и рассматривался как довольно тонкая прослойка в исламе, то гораздо большую опасность таит в себе организация «Хизб-ут-Тахрир», которая имеет развитую структуру, центр управления, финансовые источники. После обретения суверенитета и свободы вероисповедания в Кыргызстан хлынул поток самых различных сект, культов, направлений и т.д. В этом потоке к нам и проникли последователи других мазхабов. Полбеды, если бы различия ограничивались только внешней обрядовой стороной, но появилось много сторонников возрождения халифата. Понятно, что появление этой организации было проектом западных держав в целях создания обстановки напряженности, дестабилизации отдельных государств, разделение мусульман на конфликтующие группы. Поэтому организация «Хизб-ут-Тахрир» запрещена почти во всех странах не только нашего региона, но и исламского мира. Она под лозунгом построения халифата культивировала врагов демократической системы управления государством.

В 90-е годы масса нашей молодежи хлынула в страны Ближнего Востока, где изучали ислам другого мазхаба. Они вернулись домой и принесли с собой новую проблему: они стали занимать должности имамом в мечетях, в чем им очень помогало знание арабского языка и это возвышало их в глазах верующих. И эта новая волна имамов стала продвигать более жесткую модель ислама, в котором под запрет попадают многие нормы, которые в традиционном мазхабе допускались. Доходит до призывов возвращения к образу жизни первых поколений мусульман, игнорируя современные цивилизационные достижения. Так и возникла проблема: как быть с этой новой волной мусульман, именуемых салафитами, которые не признают традиционные нормы ислама.

В последнее время появилось еще одно новое и опасное течение – такфиристы. Опасно оно тем, что мусульманин обвиняет другого мусульманина в безбожии. Их характерной чертой является абсолютная непримиримость к последователям другого мазхаба и иноверцам.

- Тогда каково их отношение к представителям других религий?

- Мягко сказать, недружелюбное.  Если они даже своих единоверцев за малейшее отступление от  их понимания ислама объявляют кяфирами, то что говорить о представителях других религий! В Оше был случай, когда двоих мусульман объявили безбожниками только за то, что у них не было головного убора во время совершения намаза.

За последние 10 лет ситуация несколько изменилась. В стране проводится правильная политика в отношении религиозных организаций: и со стороны государства, и муфтията - Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК). Ежегодно авторитетной комиссией улемов  проводится аттестация имамов, работа ведется индивидуально с каждым из них. В ходе собеседования достаточно просто можно выявить разницу в подходах к исламу. Я считаю, что и у нас, и в России государство должно поддерживать усилия имамов по утверждению и пропаганде мазхаба   Абу Ханифы. Это послужит надежной защитой от экстремизма. Против мракобесия нужно бороться просветительством.  

- Но по закону государство не должно вмешиваться в дела религиозные.

- Разделение религии от государства надо понимать так, что религиозные деятели не имеют права вмешиваться в политику, в управление государством. При констатации данного положения в Конституции не разрешается создавать партии на религиозной основе. К чему это может привести, мы видим по печальному опыту братского Таджикистана. Но это не означает, что государство не должно изучать, анализировать и влиять на процессы в сфере религии. Именно непонимание роли государства в религиозных процессах и породило все нынешние негативные явления в религиозной сфере.

- Но нужно заметить, что сами религиозные организации используют ислам как прикрытие для своих далеко не гуманных целей. Взять тот же ИГИЛ, или Аль-Каиду…

- Из-за того, что многие страшные события в современном мире связаны с  силами, которые считают себя исламскими, не только на Западе, но и у нас начинает появляться исламофобия.  Обычную пропаганду ислама, которую ведут даватчи, мы воспринимаем как навязывание ислама. Мы и пытаемся довести до людей понимание разницы между каноническим исламом и его новыми течениями. Пророк Мухаммед предупреждал об опасности раскола, об опасности углубления в философские тупики,  откуда не выбраться.

Главная проблема еще и в том, что Священную Книгу – Коран  трактуют по-разному. Именно различия в трактовке порождают недопонимание между мусульманами, когда каждая община трактует те или иные аяты Корана по-своему. К примеру, хадисы про джихад радикалы толкуют формально, без учета того времени и обстоятельств, в которых он высказывался или ниспослал аят. Это по сути вырванные из контекста фразы, которые получают совершенно иное толкование. Когда появляется исламский фундаментализм? Когда используют религию в политических целях.

- Но канонический ислам не может быть вне политики!

- Ислам содержит в себе и политику, и экономику, и философию. Все в гармоничном сочетании. Но когда в ислам привносят чуждые ему политические взгляды, образуется горючая смесь, очень опасная для общества. Канонический ислам не создает для его носителей дискомфорта в жизни по светским законам, не является угрозой ни для представителей других рас, национальностей, веры.  

Беседовал Аркадий Гладилов

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1433   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная