POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Причины и корни возникновения радикальных течений в исламе

20.04.2016 19:28 - Polit.kg

Сегодня гость POLIT.KG Бегижан Махмудович АХМЕДОВ,  известный эксперт по проблемам борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и вопросам обеспечения национальной безопасности. Ветеран-чекист. Историк по образованию,  автор более 200 статей и интервью в СМИ в т.ч. изданных за рубежом. Писатель, публицист, автор 4 книги о мыслителях, праведниках и ученых  Кыргызстана. Автор театральной пьесы и документального фильма об экстремистских организациях.  Является автором 22 научных исследований,  Государственной Программы по противодействию религиозному экстремизму в КР на 2004-2005 г.г., Законопроекта по внесению дополнений и изменений в ст.299 УК КР. Участник 35 международных и республиканских научных конференций и круглых столов.

-Бегижан Махмудович, так когда, где и при каких обстоятельствах тали зарождаться радикальные течения в исламе? В чем их духовная, религиозная суть? И какова доля политических наслоений?

-  В начале 20 столетия, до 1917 года в среде мусульман Средней Азии экстремизм практически отсутствовал. Не было внутриконфессиональных споров и конфликтов. Почему? Мусульмане изучали ислам и у них формировалось мировоззрение в изложении доктрины ислама по толкованию имама Матурудий.  Жизнь мусульманина регулируется шариатом –  сводом законов и правил, которые определяют: что запрещено, что разрешено, что между этими понятиями. «Шариат» в переводе с арабского языка означает «чистая, протоптанная тропа к воде». Как вода жизненно необходима для человека, так и правила шариата важны для его ума и души. Все человеческие поступки регулируются нормами шариата и делятся на пять категорий:

1.      обязательные – фард;

2.      рекомендуемые – мандуб;

3.      разрешенные – мубах;

4.      неодобряемые – макрух;

5.      запрещенные – харам.

В суннизме существуют четыре правовые школы-мазхабы: это Ханафи, основанный имамом Абу Ханифой, Малики – имамом Маликом, Шафий – имамом Шафием, и Ханбали – Ахмад Ханбалом.  

Исторически в Средней Азии шариат изучался и соблюдался по  мазхабу  Ханафия.  Наши мусульмане читали хадисы общепризнанных великих суннитских имамов – это имам аль-Бухари, имам ат-Термизи, имам Абу Даубу, имам Насаи, имам Муслим и другие. Изучение основ ислама, совершения молитв, соблюдение норм шариата осуществлялся из единых источников. Они одинаково совершали намаз, не было никаких противоречий в их обществе.

Мазхаб Ханафи считается самым лояльным мазхабом, который мусульманам разрешает очень многое. Если посмотреть на соотношение мусульман разных правовых школ, то 92 процента составляют ханафиты. Ханбалитов - всего 1,5 процента. Эта школа запрещает многое из того, что позволено ханафитам. Мазхаб Ханафи позволял мусульманам сочетать духовное-религиозное с мирским, потому и не было противоречий внутри и межконфессиональных конфликтов. И даже в советскую эпоху в условиях доминирования идеологии атеизма ислам  изучался и исповедовался  повсеместно, не смотря на все ограничения и притеснения со стороны государства.

Проблемы в среде мусульман Кыргызстана стали возникать с середины 80-х годов прошлого столетия с появлением первых ячеек ваххабизма. До 1985 года даже самого термина «ваххабизм» не было. В Центральной Азии ваххабизм возник сначала в  Таджикистане в 1975 году, куда он проник через Афганистан. Затем проник в Узбекистан, далее - в Кыргызстан, затем транзитом через  Кыргызстан распространился на Казахстане и далее в России. Эти радикальные течения шли как наркотрафик – по тем же маршрутам. Я детально изучал эволюцию радикальных течений и маршруты проникновения радикальных религиозных течений и удивлялся их стабильности.

В начале 90-х годов появились первые ячейки экстремистской организации «Хиб-ут-Тахрир аль исламия», других экстремистских организаций в Кыргызстане не было. С появлением ваххабитов начался разлад в мечетях: некогда единая мусульманская умма (община) разделилась на спорящие меж собой группировки. Началось разночтение среди мусульман: как молиться, как держать руки, ноги при намазе, следует не произносить слово «Аминь» вслух, читать Коран по усопшим и т.д.. Ваххабиты начали утверждать, что в Средней Азии не правильно понимали и исповедовали ислам. Вот тогда и пошли первые конфликты во время совершения намаза. Возник модный тренд быть ваххабитом и отличаться от остальных. Были годы, когда они чувствовали и вели себя надменно как «обладатели истины, образованные, стоящие на ступень выше в понимании истинного ислама». В мечетях происходили словесные перепалки и споры. Старое поколение защищали своих предков от тезиса ваххабитов, что якобы они тоже шли по ошибочному пути. После чего сторонники традиционного понимания ислама и следования мазхабу Ханафия стали выдавливать из мечетей сторонников ваххабизма. Сначала ваххабиты собирались по домам, образуя домашние ячейки. Со временем их число росло.

- Так в чем была опасность ваххабизма? Только в том, что они иначе молились?

- Центральная часть, стержень ислама – это «Тавхид» - концепция единобожия.  Еще в 18 веке в мире среди отдельных богословов появились опасения, что исламу грозит распад, что люди перестали понимать ислам, и возникли идеи реформирования веры. Тогда и появились толкования об истинном мусульманстве и кяфиризме, а объявление кяфиром  было равносильно смертному приговору. В действиях и методах борьбы ИГИЛ  очень много как раз тех форм борьбы с неверными, когда убивают всех, кто не признает именно такое понимание ислама. В чем опасность ваххабитов? Я бы их назвал нео-ваххабитами, потому что они все-таки отличаются от тех, кто жил 200 лет тому назад. Угроза состоит в том, что они начинают объявлять носителей традиционного ислама еретиками. Поэтому многие видные деятели ислама прошлого века  уже тогда подвергали критике эти новые опасные тенденции и учения. И если ваххабизм в конце прошлого века представлял собой только небольшие группы и рассматривался как довольно тонкая прослойка в исламе, то гораздо большую опасность таит в себе организация «Хизб-ут-Тахрир», которая имеет развитую структуру, центр управления, финансовые источники. После обретения суверенитета и свободы вероисповедания в Кыргызстан хлынул поток самых различных сект, культов, направлений и т.д. В этом потоке к нам и проникли последователи других мазхабов. Полбеды, если бы различия ограничивались только внешней обрядовой стороной, но появилось много сторонников возрождения халифата. Понятно, что появление этой организации было проектом западных держав в целях создания обстановки напряженности, дестабилизации отдельных государств, разделение мусульман на конфликтующие группы. Поэтому организация «Хизб-ут-Тахрир» запрещена почти во всех странах не только нашего региона, но и исламского мира. Она под лозунгом построения халифата культивировала врагов демократической системы управления государством.

В 90-е годы масса нашей молодежи хлынула в страны Ближнего Востока, где изучали ислам другого мазхаба. Они вернулись домой и принесли с собой новую проблему: они стали занимать должности имамом в мечетях, в чем им очень помогало знание арабского языка и это возвышало их в глазах верующих. И эта новая волна имамов стала продвигать более жесткую модель ислама, в котором под запрет попадают многие нормы, которые в традиционном мазхабе допускались. Доходит до призывов возвращения к образу жизни первых поколений мусульман, игнорируя современные цивилизационные достижения. Так и возникла проблема: как быть с этой новой волной мусульман, именуемых салафитами, которые не признают традиционные нормы ислама.

В последнее время появилось еще одно новое и опасное течение – такфиристы. Опасно оно тем, что мусульманин обвиняет другого мусульманина в безбожии. Их характерной чертой является абсолютная непримиримость к последователям другого мазхаба и иноверцам.

- Тогда каково их отношение к представителям других религий?

- Мягко сказать, недружелюбное.  Если они даже своих единоверцев за малейшее отступление от  их понимания ислама объявляют кяфирами, то что говорить о представителях других религий! В Оше был случай, когда двоих мусульман объявили безбожниками только за то, что у них не было головного убора во время совершения намаза.

За последние 10 лет ситуация несколько изменилась. В стране проводится правильная политика в отношении религиозных организаций: и со стороны государства, и муфтията - Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК). Ежегодно авторитетной комиссией улемов  проводится аттестация имамов, работа ведется индивидуально с каждым из них. В ходе собеседования достаточно просто можно выявить разницу в подходах к исламу. Я считаю, что и у нас, и в России государство должно поддерживать усилия имамов по утверждению и пропаганде мазхаба   Абу Ханифы. Это послужит надежной защитой от экстремизма. Против мракобесия нужно бороться просветительством.  

- Но по закону государство не должно вмешиваться в дела религиозные.

- Разделение религии от государства надо понимать так, что религиозные деятели не имеют права вмешиваться в политику, в управление государством. При констатации данного положения в Конституции не разрешается создавать партии на религиозной основе. К чему это может привести, мы видим по печальному опыту братского Таджикистана. Но это не означает, что государство не должно изучать, анализировать и влиять на процессы в сфере религии. Именно непонимание роли государства в религиозных процессах и породило все нынешние негативные явления в религиозной сфере.

- Но нужно заметить, что сами религиозные организации используют ислам как прикрытие для своих далеко не гуманных целей. Взять тот же ИГИЛ, или Аль-Каиду…

- Из-за того, что многие страшные события в современном мире связаны с  силами, которые считают себя исламскими, не только на Западе, но и у нас начинает появляться исламофобия.  Обычную пропаганду ислама, которую ведут даватчи, мы воспринимаем как навязывание ислама. Мы и пытаемся довести до людей понимание разницы между каноническим исламом и его новыми течениями. Пророк Мухаммед предупреждал об опасности раскола, об опасности углубления в философские тупики,  откуда не выбраться.

Главная проблема еще и в том, что Священную Книгу – Коран  трактуют по-разному. Именно различия в трактовке порождают недопонимание между мусульманами, когда каждая община трактует те или иные аяты Корана по-своему. К примеру, хадисы про джихад радикалы толкуют формально, без учета того времени и обстоятельств, в которых он высказывался или ниспослал аят. Это по сути вырванные из контекста фразы, которые получают совершенно иное толкование. Когда появляется исламский фундаментализм? Когда используют религию в политических целях.

- Но канонический ислам не может быть вне политики!

- Ислам содержит в себе и политику, и экономику, и философию. Все в гармоничном сочетании. Но когда в ислам привносят чуждые ему политические взгляды, образуется горючая смесь, очень опасная для общества. Канонический ислам не создает для его носителей дискомфорта в жизни по светским законам, не является угрозой ни для представителей других рас, национальностей, веры.  

Беседовал Аркадий Гладилов

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1512   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная