POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

На чем держится межнациональный мир в Кыргызстане?

29.04.2016 01:35 - Polit.kg

В канун съезда Ассамблеи народов Кыргызстана, намеченного на 30 апреля, POLIT.KG беседует делегатами этого форума: с президентом общественного объединения курдов Кыргызстана «Мидия» Рамазаном Сеидовым и членом делегации от казахской диаспоры Калдан Султанбаевой.

-Рамазан Мамедович, насколько высок авторитет лидера курдской диаспоры? Какие вопросы вам приходится решать?

- Мое слово для моих собратьев очень много значит. Я моментально реагирую на любые события в жизни курдского сообщества. Допустим, вот позвонят мне и сообщат, что где-то курды подрались, или еще что-то случилось – я тут же выезжаю и разбираюсь. Скажу со всей откровенностью, что свои конфликты мы решаем сами, стараясь не доводить дело до органов правопорядка.

- Насколько вы легитимны как глава общественного объединения? У нас в республике полно общественных структур, которые никого фактически не представляют, кроме своих лидеров…

- Раз в пять лет мы проводим конференцию, которая и выбирает руководителя, президиум. На постоянной основе я работаю один, но если мне нужно решить какой-то вопрос, я привлекаю людей из нашего актива, которые компетентны именно в этом вопросе.

- Вы опираетесь только на курдов, или поддерживаете тесные связи и с другими диаспорами?

- Мы работаем со всеми. Если требуется, подключаем даже депутатов ЖК. Курдская диаспора насчитывает порядка 30 тысяч человек, хотя официально эта цифра несколько ниже: просто многие курды записаны как турки, азербайджанцы. Многие курды, особенно из второй волны депортации в 1944 году из Грузии, были ассимилированы турками. Первая волна была в 30-е годы из Армении и Азербайджана. Но вот последнее время курдам стали уделять больше внимания, и многие люди стали возвращать себе свое истинное происхождение.

- Многие представители депортированных народов сейчас возвращаются на свою историческую родину. А курды возвращаются?

- Возвращаться-то нам некуда. Откуда были депортированы, там уже не осталось никакого курдского населения. На территории Азербайджана была в 1922 году создана курдская автономия, которую Ленин назвал «Красный Курдистан», и которая просуществовала до 1930 года. Во времена Горбачева мы занимались восстановлением этой автономии и уже практически решили этот вопрос. Но завершить это дело нам не дала Беловежская пуща…

- Что для вас – курдов – означает национальная автономия?

- Если даже мы туда не уедем жить, но уже само наличие такой автономии – есть опора для народа. Когда у нас здесь начались конфликты в Петровке, я написал письмо президенту иракского Курдистана, описал наши проблемы, и пришло от него письмо и нам, и нашим ведомствам. Я почувствовал, что означает поддержка. Мы видим, как быстро реагирует на любые события, где затрагиваются интересы турок, Посольство Турецкой республики. Будем откровенны, в Кыргызстане законы не всегда работают, поэтому так необходима поддержка со стороны исторической родины. Мы пока такой поддержки не имеем.

Курды расселены по четырем государствам: Иран, Ирак, Сирия и Турция. В Сирии курды создали автономию, хотя ее пока никто не признает. И чтобы забрать у них эту автономию – нужно уничтожить всех курдов.

- Что по-вашему первично: права человека и права народа на самоопределение в рамках своего национального государства, или право государства на защиту целостности и неделимости своей территории? И тогда что есть сепаратизм: преступное деяние, направленное на раскол государства, или реализация права на самоидентификацию, национальное самоопределение?

- Права народа важнее. Но я не верю в демократию. Одни используют религию в своих экстремистских целях, не имея ничего общего с этой религией. Я говорю об ИГИЛ и исламе. Тоже самое относится и к западной демократии. Где им нужно, они прикрываются демократией, но где не выгодно – там о правах народа забывают. Пусть плохое, но государство должно быть у каждого народа. Мы это испытали на себе.

Кыргызстан был на грани развала, я говорил с Атамбаевым, что мне обидно за Кыргызстан, я родился и вырос здесь. И я говорил открыто, что вы, кыргызы, просто не понимаете, что значит не иметь своего государства! Вы просто получили подарок от Ленина, от коммунистов, а мы столетиями проливаем кровь, чтобы иметь право на свою территорию. Я говорил – сохраните во что бы то ни стало свое государство, ради себя и будущих поколений.

- Вы уже давно являетесь членом Ассамблеи народов Кыргызстана (АНК) и можете дать оценку своей работе в ней и вообще ее роли и значению в общественной жизни страны.

- Мы уже давно чувствуем свою как бы ненужность. Но это является следствием недальновидности государственной политики. Чувствую, что нас вот-вот выдворят из этого здания. Нет, мы можем без проблем снять любой офис и дальше работать. Но это здание на площади – как символ нашего единения. Вот пока есть АНК мы все под контролем государства.

- А зачем вам контроль государства?

- Для сохранения толерантности, для сохранения самой Ассамблеи. Пока мы все под одной крышей, мы очень близки друг другу. А разбредемся по городу, потеряем связь между диаспорами, перестанем общаться и приглашать друг друга на мероприятия.

- С какими диаспорами у вас самые близкие отношения?

- С турецкой, с азербайджанской, да мы со всеми тесно работаем, трудно даже кого-то выделить. Мы живем в Ассамблеи как одна семья. Если у кого-то возникают трудности, мы стараемся помочь. Неужели для государства это не важно? Мы же один из элементов стабильности в республике.

- Какие проблемы и задачи вы обсуждаете в рамках Ассамблеи, только культурные, может и социальные?

- Проблемы разные решаем. Не только вопросы национальной культуры, традиций и обычаев. Но и политические, хотим мы этого или нет. Когда начинаются выборы все партии ищут поддержку в диаспорах. И скажем откровенно, что диаспоры активно участвуют в выборном процессе, лидеры диаспор призывают своих  соплеменников отдавать голоса за ту или иную партию, или кандидата в президенты.

- И какими принципами вы руководствуетесь, призывая своих соплеменников голосовать за ту или иную партию? За что голосуют курды?

- Мы всегда  выбираем ту партию, в которой меньше национализма и больше интернационализма. Мы поддерживаем ту кандидатуру политика, который выступает на национальное многообразие Кыргызстана.

- Так чего не хватает Ассамблеи, каких полномочий?

- Я на месте Президента Кыргызстана поднял бы значение Ассамблеи на очень высокий уровень, примерно так, как это сделал Президент Казахстана. Ассамблея в Казахстане – это как народный парламент. И я это знаю не понаслышке,  а из практики, поддерживая тесные связи с курдской диаспорой этой страны. Там глава государства решает любую национальную проблему с привлечением диаспор. Если он едет, к примеру, в Корею, то берет с собой лидера и активистов корейской диаспоры, и переговоры идут более эффективно, и результат всегда лучше. В Казахстане Ассамблея имеет квоту в 9 человек в парламенте страны, обладает правом законодательной инициативы. Нам бы такой порядок был просто необходим. И это дало бы республике гораздо больше пользы, чем наше нынешнее прозябание. Но каждый раз, как мы только заводим об этом разговор, нам тут же говорят: не надо брать пример с Казахстана, там другие условия, там другие особенности. Я не понимаю, чем мы отличаемся в этом вопросе от казахов?

Другой важный вопрос для диаспор – финансы. Я думаю, что государство могло бы заложить финансирование не АНК, а тех акций и направлений работы, которые осуществляют общественные организации под ее эгидой. То есть, это средства не на содержание чиновников и аппарата Ассамблеи, а на решение все тех же социальных, культурных проблем общества. Это повысило бы авторитет самой АНК, и уважение со сторону диаспор к государству.   

- Насколько сегодня Ассамблея самостоятельна в принятии решений?

- Сейчас не самостоятельна. Я просто сравниваю с предыдущими годами и президентами, когда Ассамблея имела и больший вес и выше статус, и решала много важных вопросов. Нам нужно выбрать такого председателя Ассамблеи, который мог бы жестко отстаивать интересы диаспор, был бы независимым и объективным в принятии решений. Но в самой Ассамблее я такого человека не вижу. Я предлагал лидерам АНК встретиться с Президентом страны и решить вопросы нашего будущего.  Без такого разговора трудно что-то ждать…

- Но зачем вам Президент страны, если вы все независимые общественные организации и вправе сами решать свою судьбу? Зачем вы передаете свои права и полномочия государственной власти?

- Да, вы правы. Но вы спуститесь на землю, мы живем в Кыргызстане, где действуют свои нормы и правила. Я больше чем уверен, что завтра придут и скажут: вот вам человек, за которого будете голосовать.

- И все проголосуют?

- И все проголосуют.

 

Ассамблею народов Кыргызстана погубят «свадебные генералы»

Мы продолжаем обсуждать перспективы преобразований в Ассамблеи народов Кыргызстана с Калдан Султанбаевой, представляющую казахскую диаспору.

- Недооцененной пока остается возможность усиления роли Ассамблеи народов Кыргызстана в политической жизни страны. Отчасти это обусловлено тенденцией на национальное возрождение титульного этноса и повышенным вниманием именно к этой части населения. Однако, особенно в периоды выборов, становится актуальной практика привлечения диаспор. Из опыта проведения последних (осенью 2015 года) парламентских выборов становится ясно, что электорат диаспор может оказать существенное влияние на результаты выборов. Но проблемы правящей элиты в том, что ей не удается закрепить результат. Обещания уделять больше внимания диаспорам остаются обещаниями и никак не реализуются. Фактически большинство диаспор отдали свои голоса за СДПК, как партию интернациональную по заявленным лозунгам, и как партию президента, который к тому времени провозгласил и реализовал курс страны на более тесную интеграцию с Россией и другими странами ЕАЭС.

Следует напомнить, что активной движущей силой всех кыргызских «революций» были исключительно сами кыргызы, диаспоры в силу своего специфического положения оказывались как бы на противоположной стороне, защищая стабильность и порядок. И сам кыргызско-узбекский конфликт в июне 2010 года был продолжением революции в апреле 2010-го. Из этого расклада и вытекают две стратегии дальнейшей деятельности АНК: или продолжающаяся имитация «бурной деятельности», или реальная работа по укреплению межнационального мира, стабильности, курса на интеграцию в самом широком смысле.

Какими я вижу главные принципы работы Ассамблеи? Нельзя допустить кризиса идентичности и самобытности каждого народа. Проблемы диаспор не изучены, нет глубоких исследований по нац. вопросам. Повышение толерантности, общей политической культуры, пропаганда уважительного отношения к национальным особенностям, обычаям и традициям каждого этноса должны стать краеугольным камнем государственной политики в межнациональных отношениях. Работа в диаспорах не должна ограничиваться только этнокультурной сферой. В связи с новыми угрозами и рисками как экономического, так и политического характера, Ассамблея неизбежно выйдет на качественно другой уровень работы. Она должна укрепиться организационно, иметь достаточно крепкий финансовый фундамент для проведения различных акций, реализации своих уставных задач. Ассамблея не должна быть «свадебным генералом», но обязана стать реальной силой в укреплении межнационального единства и сплоченности народа Кыргызстана.

- Но это все стратегические цели. А как их достичь? Какие конкретные задачи в ближайшей перспективе нужно решить?

-  Начать с создания Правового центра  для разрешения конфликтных и спорных  ситуаций  в межнациональных отношениях, для зашиты интересов  диаспор  в государственных структурах, в том  числе в судебных   и правоохранительных органах. Ассамблея народов Кыргызстана должна иметь право законодательной инициативы  с тем, чтобы эффективно отстаивать интересы всех этносов, составляющих народ Кыргызстана. Возобновление работы Суда аксакалов при Ассамблее.  Установление более тесных и конструктивных связей  с правоохранительными  органами.

Давно назрело создание Аналитического  центра с привлечением научной, творческой интеллигенции диаспор, ветеранов для выработки общегосударственной идеологии для сплочения  народа Кыргызстана. Аналитический центр призван стать лабораторией по апробированию новых методов в сфере укрепления межнациональных отношений, экспертным советом в рассмотрении различных актуальных вопросов.

Нужен в структуре АНК  Деловой совет из бизнесменов различных диаспор   для привлечения  инвестиций и продвижения интересов Кыргызстана в странах, являющихся  исторической родиной кыргызстанских диаспор.

Как дальше работать без Информационного центра Ассамблеи? Нам необходим веб сайт Ассамблеи, а в перспективе можно подумать о печатном органе для бесплатного распространения среди диаспор, о ТВ-студии для подготовки видео-контента с последующим размещением на сайтах и ТВ.

Ассамблея должна стать диалоговой площадкой диаспор с властью по продвижению инициатив и конструктивных предложений в самых различных сферах жизни и деятельности, организационной структурой по продвижению национальных кадров в госслужбу, муниципальные и выборные органы. Постоянный контакт власти с диаспорами поможет снять любые национальные конфликты.

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2215   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная