POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Российский пример заразителен? Или как Кыргызстан намерен регулировать иностранную рабсилу.

29.06.2016 13:38 - Polit.kg

Известно, что Кыргызстан уже давно является поставщиком трудовых ресурсов для России и усердно пополняет «старшего брата» новыми гражданами. По разным оценкам – уже от 1.5 до 2 млн. его граждан перебрались в Россию, более полумиллиона получили гражданство.  Став членом Евразийского экономического союза, Кыргызстан обрел популярность уже  не только как поставщик  трудовых ресурсов, но как страна, куда стремятся попасть иностранцы в качестве рабочих и специалистов, а в перспективе и получения гражданства. И теперь в республике набирает актуальность фильтрация прибывающих иностранцев.

Сразу несколько новшеств предлагается в миграционное законодательство страны буквально в последние дни июня.  Вот первое: «В целях совершенствования порядка предоставления статуса иммигранта, усиления государственного регулирования миграционных процессов, упорядочения и стабилизации порядка въезда и пребывания  иностранных граждан и лиц без гражданства в Кыргызской Республике Государственной службой миграции  при Правительстве Кыргызской Республики был разработан проект закона  Кыргызской Республики  «О внесении дополнений в Закон  Кыргызской Республики «О Внешней миграции» от 17 июля 2000 года №61.

Этим Проектом закона вводится  требование  о необходимости владения иностранным гражданином  или лицом без гражданства государственным языком (кыргызским) на бытовом уровне. Для этого в перечень документов, которых необходимо приложить  к ходатайству о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике предлагается внести  «Сертификат о прохождении теста по кыргызскому языку «Элементарного уровня»  по системе оценки  уровня знания  кыргызского языка  «Кыргызтест» с получением  соответствующего сертификата. Требование о предоставлении сертификата не будет распространяться на лиц, пользующихся преимущественным правом получения статуса иммигранта,  к которым относятся  следующие иностранные граждане: кыргызы по происхождению, то есть граждане или лица без гражданства другого  государства, один из родителей которых является кыргызом и заявителем избрана национальность кыргыз;  родители гражданина Кыргызской Республики, его супруг(а) иммигранта , его супруг(а) дети до 18 лет или совершеннолетние недееспособные дети; родители  супруг(а)  иммигранта, его дети  в возрасте  до 18 лет или совершеннолетние недееспособные дети; лица, являющиеся опекунами или попечительством  гражданина Кыргызской Республики; известные деятели культуры, науки и  иные лица, имеющие намерения и возможности  внести значительный вклад в экономическое, социальное  и духовное развитие КР, а также высококвалифицированные специалисты, требующиеся экономике Кыргызской Республики».

В проекте нет упоминаний о тех категориях людей, которые живут в стране не один десяток лет, а многие вообще родились в Кыргызстане и еще недавно были его гражданами, но в силу каких-то обстоятельств получили гражданство России или других стран. Они ведь тоже нынче считаются иностранными гражданами со всеми вытекающими последствиями. Нужно сказать, что большинство русских, украинцев и представителей других этносов, которые являются его коренными жителями, кыргызским языком, тем не менее, не владеют даже на бытовом уровне. В столице республики и других городах и поселках по-прежнему доминирует русский язык в образовании, общении,   деловой переписке. Бишкек (бывший Фрунзе) до начала 90-х годов прошлого века был городом с преимущественно европейским населением (по разным оценкам до 90 процентов жителей были не кыргызами).  Сама республика была настолько плотно интегрирована в социально-экономическую ткань Советского союза, что вопрос об изучении кыргызского языка если и возникал время от времени, но не получал должного значения.

С обретением суверенитета резко возрос отток сначала русского населения (90-е годы), а следом в еще больших масштабах и «коренного» этноса. В самой республике был принят закон о государственном языке, которым является кыргызский язык, и следом русскому языку отведен статус «официального». Ученые и неученые до сих пор теряются в догадках, чем «государственный» отличается от «официального»? Тем не менее, постоянно идет разговор о необходимости повышения статуса государственного языка, о переводе делопроизводства на государственный язык и вообще о более широком его применении, как языка межнационального общения взамен русскому. Кампания по повышению роли кыргызского языка то разгорается с новой силой, то несколько затухает – в зависимости от внешнеполитических предпочтений, усиления или ослабления роли России в регионе. Если бы не массовая трудовая миграция жителей Кыргызстана в Россию, горячие головы в республике уже давно бы позакрывали все школы с русским языком обучения.

Похоже, что идет очередная волна охлаждения отношений между Кыргызстаном и Россией, не смотря на курс к более тесной интеграции в рамках ЕАЭС. По мнению многих местных экспертов русский язык уже давно выполняет роль «компенсатора» противоречий по самому широкому спектру межгосударственных проблем, удобной разменной монетой в процессе выжимания из России все новых преференций, льгот, финансовой помощи,  кредитов и т.д.

Предлагаемый законопроект – есть зеркальное отображение российского опыта в работе с мигрантами, который предусматривает сдачу экзамена по русскому языку для тех, кто желает получить право на труд и гражданство РФ. И обоснование мало чем отличается от российского. Только в российском варианте нет национального компонента – экзамен сдают все, не зависимо от национальности. Кыргызский законопроект откровенно предназначен для некыргызов, а потому изначально противоречит и Конституции страны, и ряду основополагающих законов, которыми запрещены любые  нарушения прав  человека, в том числе и по национальному признаку, и по владению языком. И что уже не вызывает удивления, так это равнодушное отношение к новому законопроекту и со стороны правозащитных организаций, НПО, которые куда активнее защищают права гомосексуалистов, и многочисленных диаспор, объединенных в Ассамблею народа Кыргызстана. Нет ни возмущений, ни споров, ни предложений…

Чем может обернуться принятие этого законопроекта? Тем, что неграждане республики просто лишатся работы по причине незнания государственного языка. Но в Кыргызстане все проблемы решаются за соответствующую оплату. Надо полагать, что с принятием этого закона появится еще один источник дохода для тех структур, которые будут давать оценку уровню знания государственного языка. Насколько знание государственного языка на бытовом уровне отразится на уровне развития экономики – об этом пока речь не идет.

Но языкового ограничения, очевидно, оказалось недостаточно. Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики опять же  в целях защиты  национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы (в условиях высокой безработицы в стране) предлагает  внести в действующее законодательство нормы,  ограничивающие численность иностранных работников на одном хозяйствующем субъекте от 10 до 20% от общего числа работников, и   разделить иностранных работников на следующие категории:  высококвалифицированный иностранный специалист -  это люди,  прибывшие или привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности специалисты, квота на которых не распространяется;  иностранные специалисты, привлекаемые работодателями для выполнения работ в течение определенного периода, но не более одного года, численность которых не должна превышать 20 процентов от общего числа работников в одном хозяйствующем субъекте;       иностранный индивидуальный предприниматель – лица, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан, в пределах квоты;  иностранные работники – лица, прибывшие для выполнения работ не требующих квалификации, численность которых не должна превышать 10 процентов от общего числа работников в одном хозяйствующем субъекте; иностранные работники – лица, прибывшие для выполнения работ (оказания услуг) в качестве домашних работников у физических лиц, в пределах квоты.     

Опять же, по каким критериям и кем будет осуществляться разбивка иностранной рабочей силы на высококвалифицированную и просто квалифицированную? Какими документами будет измеряться уровень квалификации для того, чтобы определить, на кого квоту распространять, а на кого нет? Понятно стремление кыргызского правительства пристроить своих специалистов в иностранные компании. Не ограничив процент иностранных спецов в зарубежных фирмах, эту задачу не решить. Но надо понимать, что зарубежные фирмы, вкладывающие инвестиции в экономику Кыргызстана, тоже стремятся максимально задействовать своих специалистов. К тому же уровень профессиональной подготовки специалистов в республике за последние  десятилетия резко снизился, а в их трудоустройстве все шире применяется банальный протекционизм. Конечно, российские организации эти нововведения вряд ли обрадуют. И пока не понятно, как будет решаться проблема, если  организация не найдет среди местного населения нужного количества профессионалов?

 Но, не смотря на массу возникающих вопросов,  правительство считает, что «принятие проекта Закона создаст условия для привлечения в Кыргызскую Республику высококвалифицированных иностранных специалистом и ограничит приток неквалифицированной иностранной рабочей силы, что позволит эффективнее проводить политику по защите национального рынка труда и обеспечению приоритетного права граждан Кыргызской Республики на занятие вакантных рабочих мест».

Возникает вопрос: насколько масштабны возможности замены иностранных рабочих на местных? Неужели неквалифицированная рабочая сила из-за рубежа реально угрожает  благополучию неквалифицированной рабочей силе в самой республике? Так вот, на очередном заседании межведомственной комиссии по рассмотрению ходатайств на право привлечения и использования иностранной рабочей силы  на территории Кыргызской Республики (22 июня) было рассмотрено 125 заявлений юридических и физических лиц для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и 62 заявления от иностранных граждан для получения разрешений на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. В итоге установлена квота на привлечение 512 иностранных специалистов и разрешено осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности 62 иностранным гражданам.

Для сравнения отметим, что уже в самое ближайшее время очередная армия избыточной трудовой массы – это порядка 50 тысяч выпускников школ и вузов Кыргызстана двинутся на просторы России в поисках работы…

Версия для печати   |   Просмотров: 2489   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты