POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Чем лечить от религиозного экстремизма?

04.02.2017 15:46 - Polit.kg

Религиозную ситуацию в Кыргызстане за 2016 год можно оценить как стабильно – напряженную, но в целом координируемую и контролируемую со стороны государства и самих конфессиональных образований.

Как известно, крайне серьезная без всякого преувеличения озабоченность критическим состоянием в религиозной сфере страны в 2014-15 годах заставила Совет обороны Кыргызской Республики провести ряд заседаний, специально посвященных проблемам религиозной ситуации.

Благодаря принятым на совещаниях решениям, была заложена реальная основа для проведения кардинальных реформ в плане коренных преобразований в религиозной сфере. Промежуточным итогом проводимой политики в течение 2016 года, как нам кажется, является не только систематизация хаотичных, а порой и бифуркационных – раздвоенных и непредсказуемых процессов, происходящих в государственно-конфессиональных взаимоотношениях в одно целое, но и стремление комплексно и системно вести работу по решению обуславливающих их текущих и предполагаемых в перспективе вопросов.

К сожалению, недостаточное финансирование мероприятий, заложенных в Плане по реализации «Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014 -2020 годы», а порой и инертность в действиях государственных органов, на которые возложена реализация решений Совета обороны в сфере религии, замедляют ход проводимых реформ в целом. Несмотря на все усилия по упорядочиванию системы взаимоотношения государства и религии, отмечаются негативные тенденции в отношениях государства и религиозных общин.

При этом чувствуется некий дисбаланс в перспективах развития государственно-конфессиональных взаимоотношений.

Имеются следующие факторы, мешающие нормализации отношений государства с религиозными сообществами:

1. Государство пока не имеет отдельной «Стратегии отношений с мусульманскими странами», что может иметь негативные последствия для взаимодействия с активным исламским миром.

2. В достаточной мере не используется членство в «Организации Исламской Конференции» во внешней политике, что снижает потенциал страны в международных и экономических отношениях.

3. Фиксируются негативные тенденции в отношениях государства и мусульманской общины. В общине нарастает влияние различных жааматов (такфиритских радикальных группировок), отрицательно относящихся к идее сотрудничества со светской властью.

4. Муфтият, являясь как бы «оболочкой» в исламском мире на уровне местных общин, пока не предпринимает достаточных усилий по концентрации различных жааматов вокруг себя.

5. Если со стороны государства к легально действующим исламским группам (Таблиги Джаамат, нурджисты, сулеймания, ахмадия и другие) будет применена силовая составляющая, то вероятны сценарии нарастающего противодействия их последователей власти, вплоть до попыток уйти под внешнее управление.

6. Ощущается необходимость дать динамику проекту «национализации ислама» (поддержки ханафитского мазхаба), ориентированного на государственные интересы, социальные программы развития, интегрированного в структуру светского государства.

7. Духовное управления мусульман Кыргызстана, чью деятельность критикуют по разным поводам, все же удерживает в качестве основной формы исповедания ислама - ханафитский мазхаб. Однако, в предыдущие годы иностранные миссионеры, различные фонды благотворительного характера в определенной степени сумели заложить основы нетрадиционного ислама в республике. В настоящее время их влияние все равно ощущается, и дает свои результаты, порой в отрицательном ракурсе.

8. Функционирующие на территории республики фонды, общественные организации исламского направления, финансируемые мусульманскими странами, проводят свою деятельность разрознено, без особого участия, влияния и контроля со стороны государственных органов и Муфтията.

Параллельно на государственном уровне действует созданный под патронажем Президента страны фонд развития духовной культуры «Ыйман» (далее фонд «Ыйман»), имеющий схожие цели и задачи с вышеперечисленными организациями. За короткий период времени со дня создания фонд «Ыйман» в рамках своего полномочия проделал существенную работу.

9. Недостаточная работа по нетрадиционным христианским сектам и церквям (некоторые из них признаны вне закона в ряде стран Запада) может оказать существенное влияние на религиозную ситуацию в целом.

10. Отмечающееся сращивание религиозного фактора с криминалом может вызвать биокамерные резонансы (в этом контексте уместно будет перенять опыт Татарстана).

11. Завершение до логического конца реформы вертикально-горизонтальной системы Муфтията, структурно-финансовое укрепление Госкомиссии по делам религий даст мощный толчок оптимизации государственно-конфессиональных отношений.

К этим факторам можно добавить и последние события в Сирии, которые могут повлиять на рост радикализации в Центральной Азии, включая и Кыргызстан. После серии авиаударов по Сирии и Ираку отдельные группы боевиков пытаются прорваться в страны региона. При этом аналог «ДАИШ» вполне может возникнуть на территории Афганистана из неоднородной радикальной массы, в первую очередь состоящей из граждан Центральной Азии. Естественно, возникает реальное опасение, что их возвращение назад в свои страны может серьёзно повысить террористические риски.

Безусловно, все эти проблемы лишь осложняют и без того, мягко говоря, непростую религиозную ситуацию – особенно на фоне обострения глобального суннитско-шиитского противостояния, эпицентр которого сейчас находится на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак, Ливан).

Думается, что в свете переноса активности радикальных групп из Ближнего Востока в страны Центральной Азии наиболее серьезной может оказаться ситуация в южных регионах Кыргызстана, граничащих с Узбекистаном. Опорной базой радикалов, которые станут активно взаимодействовать с криминальными группами в попытках создать плацдарм для транзита афганских наркотиков, скорее всего, окажется Ферганская долина.

Наблюдаемое сращивание религии и криминалитета не только в пенитенциарных учреждениях, но и на уровне различных жааматов позволяет говорить о реальности таких рисков. На этом фоне возрастала бы вероятность и новых конфликтов, способных перерасти в локальный пограничный конфликт.

Для решения этих проблем, целесообразно было бы организовать ряд исследований и разработок совместно с представителями государственных структур, религиозных общин и экспертного сообщества.

На основе этих разработок можно было бы подготовить:

· Выступление Президента с программными положениями о месте ислама и мусульманской общины в развитии страны.

· «Стратегию отношений с мусульманским миром».

· Государственную программу «По профилактике и противодействию насильственному радикализму»

· Программу поддержки и укрепления ханафитского мазхаба, где можно было бы предусмотреть вопросы – образования, выращивания собственной богословской элиты, упорядочения хозяйственной жизни общин на базе принятой Концепции.

· Локальные нормативно-правовые акты по привязке деятельности фондов исламского направления, финансируемые мусульманскими странами к фонду «Ыйман» с тем, чтобы централизованно финансировать любые проекты исламского направления.

В перспективе внедрение системы централизованного финансирования через фонд «Ыйман» позволит государству осуществлять мониторинг (контролировать) развития религиозной ситуации, минимизировать, а со временем и прекратить влияние зарубежных идеологий, избежать недоразумений и конфликтных ситуаций в мусульманском сообществе республики.

· Методические указания для органов правопорядка и местного самоуправления по работе с религиозными организациями.

Кроме этого, предлагается:

· Завершить необходимые процедуры по принятию Закона «О религиозном образовании и религиозных образовательных учреждениях» остановленного в режиме второго чтения в V созыве Жогорку Кенеша.

· Максимально использовать возможности телевидения – в частности снимать и показать цикл документальных фильмов отечественного производства, направленных на противодействие радикализму и деструктивным культам.

· Подготовить серию социальных рекламных роликов, раскрывающих истинные духовно-нравственные ценности религий с учетом культуры и традиций Кыргызстана.

· Разработать информационно-образовательные видеоматериалы, в доступной форме разъясняющие ту угрозу, которую несет деятельность деструктивных культов.

 

Канатбек Мурзахалилов

 

Версия для печати   |   Просмотров: 550   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты