POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Чем лечить от религиозного экстремизма?

04.02.2017 15:46 - Polit.kg

Религиозную ситуацию в Кыргызстане за 2016 год можно оценить как стабильно – напряженную, но в целом координируемую и контролируемую со стороны государства и самих конфессиональных образований.

Как известно, крайне серьезная без всякого преувеличения озабоченность критическим состоянием в религиозной сфере страны в 2014-15 годах заставила Совет обороны Кыргызской Республики провести ряд заседаний, специально посвященных проблемам религиозной ситуации.

Благодаря принятым на совещаниях решениям, была заложена реальная основа для проведения кардинальных реформ в плане коренных преобразований в религиозной сфере. Промежуточным итогом проводимой политики в течение 2016 года, как нам кажется, является не только систематизация хаотичных, а порой и бифуркационных – раздвоенных и непредсказуемых процессов, происходящих в государственно-конфессиональных взаимоотношениях в одно целое, но и стремление комплексно и системно вести работу по решению обуславливающих их текущих и предполагаемых в перспективе вопросов.

К сожалению, недостаточное финансирование мероприятий, заложенных в Плане по реализации «Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014 -2020 годы», а порой и инертность в действиях государственных органов, на которые возложена реализация решений Совета обороны в сфере религии, замедляют ход проводимых реформ в целом. Несмотря на все усилия по упорядочиванию системы взаимоотношения государства и религии, отмечаются негативные тенденции в отношениях государства и религиозных общин.

При этом чувствуется некий дисбаланс в перспективах развития государственно-конфессиональных взаимоотношений.

Имеются следующие факторы, мешающие нормализации отношений государства с религиозными сообществами:

1. Государство пока не имеет отдельной «Стратегии отношений с мусульманскими странами», что может иметь негативные последствия для взаимодействия с активным исламским миром.

2. В достаточной мере не используется членство в «Организации Исламской Конференции» во внешней политике, что снижает потенциал страны в международных и экономических отношениях.

3. Фиксируются негативные тенденции в отношениях государства и мусульманской общины. В общине нарастает влияние различных жааматов (такфиритских радикальных группировок), отрицательно относящихся к идее сотрудничества со светской властью.

4. Муфтият, являясь как бы «оболочкой» в исламском мире на уровне местных общин, пока не предпринимает достаточных усилий по концентрации различных жааматов вокруг себя.

5. Если со стороны государства к легально действующим исламским группам (Таблиги Джаамат, нурджисты, сулеймания, ахмадия и другие) будет применена силовая составляющая, то вероятны сценарии нарастающего противодействия их последователей власти, вплоть до попыток уйти под внешнее управление.

6. Ощущается необходимость дать динамику проекту «национализации ислама» (поддержки ханафитского мазхаба), ориентированного на государственные интересы, социальные программы развития, интегрированного в структуру светского государства.

7. Духовное управления мусульман Кыргызстана, чью деятельность критикуют по разным поводам, все же удерживает в качестве основной формы исповедания ислама - ханафитский мазхаб. Однако, в предыдущие годы иностранные миссионеры, различные фонды благотворительного характера в определенной степени сумели заложить основы нетрадиционного ислама в республике. В настоящее время их влияние все равно ощущается, и дает свои результаты, порой в отрицательном ракурсе.

8. Функционирующие на территории республики фонды, общественные организации исламского направления, финансируемые мусульманскими странами, проводят свою деятельность разрознено, без особого участия, влияния и контроля со стороны государственных органов и Муфтията.

Параллельно на государственном уровне действует созданный под патронажем Президента страны фонд развития духовной культуры «Ыйман» (далее фонд «Ыйман»), имеющий схожие цели и задачи с вышеперечисленными организациями. За короткий период времени со дня создания фонд «Ыйман» в рамках своего полномочия проделал существенную работу.

9. Недостаточная работа по нетрадиционным христианским сектам и церквям (некоторые из них признаны вне закона в ряде стран Запада) может оказать существенное влияние на религиозную ситуацию в целом.

10. Отмечающееся сращивание религиозного фактора с криминалом может вызвать биокамерные резонансы (в этом контексте уместно будет перенять опыт Татарстана).

11. Завершение до логического конца реформы вертикально-горизонтальной системы Муфтията, структурно-финансовое укрепление Госкомиссии по делам религий даст мощный толчок оптимизации государственно-конфессиональных отношений.

К этим факторам можно добавить и последние события в Сирии, которые могут повлиять на рост радикализации в Центральной Азии, включая и Кыргызстан. После серии авиаударов по Сирии и Ираку отдельные группы боевиков пытаются прорваться в страны региона. При этом аналог «ДАИШ» вполне может возникнуть на территории Афганистана из неоднородной радикальной массы, в первую очередь состоящей из граждан Центральной Азии. Естественно, возникает реальное опасение, что их возвращение назад в свои страны может серьёзно повысить террористические риски.

Безусловно, все эти проблемы лишь осложняют и без того, мягко говоря, непростую религиозную ситуацию – особенно на фоне обострения глобального суннитско-шиитского противостояния, эпицентр которого сейчас находится на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак, Ливан).

Думается, что в свете переноса активности радикальных групп из Ближнего Востока в страны Центральной Азии наиболее серьезной может оказаться ситуация в южных регионах Кыргызстана, граничащих с Узбекистаном. Опорной базой радикалов, которые станут активно взаимодействовать с криминальными группами в попытках создать плацдарм для транзита афганских наркотиков, скорее всего, окажется Ферганская долина.

Наблюдаемое сращивание религии и криминалитета не только в пенитенциарных учреждениях, но и на уровне различных жааматов позволяет говорить о реальности таких рисков. На этом фоне возрастала бы вероятность и новых конфликтов, способных перерасти в локальный пограничный конфликт.

Для решения этих проблем, целесообразно было бы организовать ряд исследований и разработок совместно с представителями государственных структур, религиозных общин и экспертного сообщества.

На основе этих разработок можно было бы подготовить:

· Выступление Президента с программными положениями о месте ислама и мусульманской общины в развитии страны.

· «Стратегию отношений с мусульманским миром».

· Государственную программу «По профилактике и противодействию насильственному радикализму»

· Программу поддержки и укрепления ханафитского мазхаба, где можно было бы предусмотреть вопросы – образования, выращивания собственной богословской элиты, упорядочения хозяйственной жизни общин на базе принятой Концепции.

· Локальные нормативно-правовые акты по привязке деятельности фондов исламского направления, финансируемые мусульманскими странами к фонду «Ыйман» с тем, чтобы централизованно финансировать любые проекты исламского направления.

В перспективе внедрение системы централизованного финансирования через фонд «Ыйман» позволит государству осуществлять мониторинг (контролировать) развития религиозной ситуации, минимизировать, а со временем и прекратить влияние зарубежных идеологий, избежать недоразумений и конфликтных ситуаций в мусульманском сообществе республики.

· Методические указания для органов правопорядка и местного самоуправления по работе с религиозными организациями.

Кроме этого, предлагается:

· Завершить необходимые процедуры по принятию Закона «О религиозном образовании и религиозных образовательных учреждениях» остановленного в режиме второго чтения в V созыве Жогорку Кенеша.

· Максимально использовать возможности телевидения – в частности снимать и показать цикл документальных фильмов отечественного производства, направленных на противодействие радикализму и деструктивным культам.

· Подготовить серию социальных рекламных роликов, раскрывающих истинные духовно-нравственные ценности религий с учетом культуры и традиций Кыргызстана.

· Разработать информационно-образовательные видеоматериалы, в доступной форме разъясняющие ту угрозу, которую несет деятельность деструктивных культов.

 

Канатбек Мурзахалилов

 

Версия для печати   |   Просмотров: 847   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная